Финансовая реформа
Страница 1

Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. Хрущев. Большую организаторскую работу провели нарком финансов Г. Сокольников, член коллегии Наркомфина В. Владимиров, председатель правления Госбанка А. Шейман. Были определены основные направления реформы: прекращение денежной эмиссии, установление бездефицитного бюджета, восстановление банковской системы и сберегательных касс, введение единой денежной системы, создание устойчивой валюты, выработка соответствующей налоговой системы.

Декретом Советского правительства от 4 октября 1921 года в составе Наркомфина был образован Госбанк, открыты ссудо-сберегательные кассы, введена оплата транспорта, кассово-телеграфных услуг. Была восстановлена система прямых и косвенных налогов. Для укрепления бюджета резко сократили все расходы, которые не соответствовали доходам государства. Дальнейшая нормализация финансово-банковской системы требовала укрепления советского рубля.

В соответствии с декретом СНК с ноября 1922г. начался выпуск параллельной советской валюты – «червонца». Он был приравнен к 1 золотнику – 78, 24 доли или 7, 74234 г чистого золота, т.е. тому количеству, которое содержалось в дореволюционной золотой десятке. Червонцы на ¼ были обеспечены драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой, а на остальную сумму – краткосрочными векселями и товарами повышенного спроса. Запрещалось погашать червонцами бюджетный дефицит. Они предназначались для обслуживания кредитных операций Госбанка, промышленность, оптовой торговли.

Для сохранения устойчивости червонца особая часть (ОЧ) валютного управления Наркомфина скупала или продавала золото, иностранную валюту и червонцы. Несмотря на то, что эта мера соответствовала интересам государства, подобная коммерческая деятельность ОЧ расценивалась ОГПУ как спекуляция, поэтому в мае 1926г. начались аресты и расстрелы руководителей и сотрудников ОЧ (Л. Волина, А.М. Чепелевского и др., реабилитированных только 1996г.).

Высокая нарицательная стоимость червонцев (10, 25, 50 и 100 руб.) создавала трудности с их разменом. В феврале 1924г. было принято решение о выпуске государственных казначейских билетов номиналом 1, 3, и 5 руб. золотом, а также мелкой разменной серебряной и медной монеты.

В 1923 и 1924гг. были проведены две девальвации совзнака (прежнего расчетного дензнака). Это придавало денежной реформе конфискационный характер. 7 марта 1924г. было принято решение о выпуске совзнаков Госбанком. За каждые сданные государству 500 млн. руб. образца 1923 г. их владелец получал 1 коп. Так была ликвидирована системы двух параллельных валют.

В целом государство добилось определенных успехов в проведении денежной реформы. Червонца стали производить биржи в Константинополе, прибалтийских странах (Рига, Ревель), Риме, некоторых восточных странах. Курс червонца равнялся 5 дол. 14 центам США.

Укреплению финансовой системы страны способствовали возрождение кредитной и налоговой систем, создание бирж и сети акционерных банков, распространение коммерческого кредита, развитие внешней торговли.

Нельзя упрощенно трактовать денежную реформу 1922-1924гг. как чисто механическое мероприятие по замене совзнаков золотыми червонцами.

Во-первых, это были меры по урегулированию денежного обращения:

· Максимальное ограничение бюджетного дефицита;

· Сжатие банкнотной эмиссии;

· Валютная и золотая интервенции на вольном рынке;

· Создание в банках фондов червонцев для обмена казначейских билетов (совзнаков);

· Льготный досрочный выкуп совзнаков у кооперации и госторговли для обеспечения снижения цен;

· Отказ от выкупа денежных суррогатов (т.е. незаконных платежных средств);

· Повышение процента по пассивным операциям Госбанка и понижение процента по его активным операциям;

· Повышение процента по вкладам в сберкассах;

· Обеспечение более выгодных условий процентной оплаты платежных обязательств Наркомфина.

Во-вторых, это были меры, регулирующие товарооборот и товарные цены:

Страницы: 1 2

От политического кризиса к восстановлению единства (середина 10-х – середина 50-х гг. ХI в.). Кризис княжеской власти в 1014–1019 гг.
Причины кризиса: 1) некоторые регионы были замкнуты, это вело к появлению местных политических интересов. В результате этого появлялись автономные княжества, первое автономное княжество – Полоцкое во главе с Изяславом Владимировичем 2) сложный процесс распространения христианства, оно находилось в противоречии с еще существовавшим язы ...

Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики
На рубеже II —I тысячелетий до н. э. вся восточная часть Средиземноморья была потрясена переселениями первобытных народов. Переселение греческих племен в основном завершилось в X веке до н. э. Это время почти полного экономического и культурного упадка Греции получило название «темные века», или гомеровский период. Созданные Гомером вел ...

Социально-экономические предпосылки. Рост производительных сил в земледелии.
Прежний фонд земель иссякал. И крестьяне вынуждены были использовать в земледелии трехпольную систему севооборота и применять соху с железным наконечником, что приводило к росту урожайности, и как следствие этого появлялся избыточный продукт, который крестьяне могли продавать на рынке. Рост производительных сил в ремесленном производст ...