Исторические материалы » Общественный строй казахов в XVI–в начале XVIII веков » Укрепление верховной власти при Тауке Хане.  «Жетi Жарғы»

Укрепление верховной власти при Тауке Хане.  «Жетi Жарғы»
Страница 2

Тем не менее, в народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке хана, как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка.

Хан Тауке умер в 1718 г. С его смертью единое казахское государство разделилось на несколько частей, в каждой из которых был свой хан.

Правовой (санкционированный) обычай - одна из наиболее древних форм права. Правовой обычай - это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи "око за око, зуб за зуб", т.н. принцип "талиона". Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. Как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права.

На исторической арене в конце семнадцатого столетия был хан Тауке (1680-1718 гг.), многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. В первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. Все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. Также хан Тауке впервые в Казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества.

По некоторым историческим данным, на холме Мартобе (в нынешнем Сайрамском районе Южно-Казахстанской Области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного Казахского ханства Тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. Именно здесь Тауке-хан объявил свод законов "Жеты Жаргы", ставший первым сводом общеказахского права.

Основные сведения о «Жеты Жаргы» (Семь установлений хана Тауке)

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жеты Жаргы". Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный закон (Әскери заң), регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. [10;210]

Кроме "Жетi Жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "Кодекс Касыма", особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "Ереже", и "Билер сөзi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки.

Страницы: 1 2 3

Формирование Белорусской народности
Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности. Необходимость сов ...

Христианство на Руси до 988 года.
С самого момента своего возникновения на долю русской православной церкви выпало утверждать себя в среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские - языческие традиции. Существование этой, уже устоявшейся веками культуры продолжалось и в дальнейшем, чему способствовали относительная стабильность общинно - патриархальных отношений и св ...

Сунгуровское общество
Ядро этого кружка, оформившегося к весне 1831 г., составляли студенты Мо­сковского университета Яков Костенецкий, Платон Антонович и Адольф Кноблох. О своем замысле — создании тайного «Обще­ства друзей» для введения в России конституции — Костенец­кий поделился со студентом Медико-хирургической академии П. А. Кашевским. Мысль эта нашла ...