Точка зрения Иловайского.

Эклектическим характером отличается мнение Иловайского, который главною причиною роста Москвы как политического центра считает пробуждение народного инстинкта; народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться. Кроме того, Иловайский находил следующие причины, способствовавшие усилению Московского княжества:

n географическое положение, дающее политические и торговые выгоды;

n личность князей и из политику (князья самих татар сделали орудием для возвышения власти, что видно из борьбы между Тверью и Москвою);

n определенная в пользу Москвы политика татар;

n сочувствие боярства и духовенства;

n правильность престолонаследия в Москве.

В настоящее время историки считают, что возвышению Москвы способствовало не столько ее географическое положение и социально-экономические причины, столько то, что Москва стала центром православия и центром борьбы с татаро-монгольским игом. В 1300 г. митрополит Максим переносит митрополию из Киева во Владимир, и этот год принято считать концом государства Киевская Русь. В правление Ивана Калиты (30-40 г.г. XVI в.) кафедра митрополита была перенесена в Москву, и этим московские князья приблизили к себе русскую церковь.

В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига резко возросло значение русской православной церкви, так как в этих сложных условиях церковь была единственной феодальной организацией, которая воедино скрепляла разрозненные русские земли путем единой веры. Вероотступничество рассматривалось как измена, поэтому в XIV-XV в.в. термин «смерд» был заменен термином «крестьянин» («христианин»), дабы подчеркнуть принадлежность людей именно к христианской православной вере, а не к какой-либо другой.

Москва стала центром освободительной борьбы с татаро-монголами. По призыву церкви русские князья оказали помощь московскому князю Дмитрию Донскому, возглавившему битву с татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 г. Эта битва положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига, что привело к возрождению национального самосознания русского народа.

Разбираясь во мнениях, можно увидеть, что вопрос о причинах возвышения Московского княжества не развивается и последнее по времени мнение не есть самое удовлетворительное. Нужно различать те условия, которые были причиною того, что незначительное Московское княжество могло бороться с сильным Тверским княжеством в том положении, на которое оно встало благодаря первым, и помогли его усилению. В числе первых причин надо отметить:

n географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства;

n личные способности первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами, чего не имели тверские князья, несмотря на одинаково выгодное положение Тверского княжества и Московского.

К причинам, способствовавшим усилению княжества, надо отнести:

n сочувствие духовенства, выраженное в перемене митрополии;

n близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества;

n отсутствие сильных врагов, так как Новгород не был силен, а в Твери происходили постоянно междоусобия князей;

n сочувствие бояр и сочувствие населения.

Внешняя политика в 20-30‑е годы.
К началу 20‑х годов Советская Россия находилась в международной изоляции. За исключением приграничных стран (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Персия и Афганистан), ни одна крупная европейская держава не признавала правительство большевиков. С окончанием Гражданской войны, в условиях хозяйственной разрухи, внешняя политика стала для ...

Зодчество.
После нашествия монголов каменное зодчество на Руси возрождалось очень медленно. Оно требовало больших затрат, непосильных для разоренной страны. Однако в сер. XIV в. начинается подъем и в этой области. В 1366 г. началось строительство каменного московского Кремля вместо укреплений, построенных при Иване Калите. В начале XV в. строятся ...

Русь на пороге крещения
Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным – сол ...