Исторические материалы » Историография о Гражданской войне в Испании »  Испанская историография о Гражданской войне в Испании и режиме Ф. Франко. Официальная историографическая школа времен Ф. Франко

 Испанская историография о Гражданской войне в Испании и режиме Ф. Франко. Официальная историографическая школа времен Ф. Франко

Для испанской историографии второй половины XIX века характерно возрастание исторической науки и потребности ее внутреннего развития, что послужили важной причиной увеличения масштабов исторических исследований. Исходя из этого оценка Гражданской войне в 1936-1939 гг. и режима Ф. Франко в испанской историографии началась еще в период правления диктатора.

Все отзывы о Франко его современников неизбежно носили конъюнктурный характер, поскольку Франко был очень заметной и влиятельной фигурой на европейской политической сцене, и во многом оказался замешан в разные периоды своей жизни, для того чтобы избежать подчас весьма откровенных оценок как своих сторонников, так и своих противников. Так, например, один из самых знаменитых британских политиков XX века Уинстон Черчилль назвал Франсиско Франко «тираном с ограниченными взглядами». Именно такой образ преобладал в литературе о нем еще при жизни каудильо.

В годы франкистской диктатуры в Испании выделилось господствующее направление – франкистская историографическая школа, для которой было характерно:

1) жизнеописание Франсиско Франко в духе «бункера», то есть с позиций официального франкизма. Это направление господствовало в период диктатуры, сохранились его отголоски и в более позднее время;

2) подача образа Франсиско Франко как кровавого диктатора и солдафона;

3) героизация личности Франсиско Франко и сравнение его с императором Карлом V, Александром Македонским, римским правителем Ю. Цезарем, французким завоевателем Наполеоном;

4) оценка диктатора как морального вождя антикоммунистической Европы, поборника свободы, защитника христианского Запада;

5) идеи националистического характера, возвеличивание Франсиско франко как гордость расы, гений из гениев.

Такая политизованость франкистской историографии давала переоценку режиму Ф. Франко и не давала возможности реально оценить причины Гражданской войны и деятельность диктарора. Вера в оптимизм и превосходство испанского духа доминировали в официальной историографии.

Мировоззрение франкистских авторов было замкнуто в комплексе принципов, главными из которых выступают традиция , авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей. Франкисты противопоставляют хаос и порядок, в обеспечении которого основная роль отведена лидеру, стоящему над обществом. Франкисты считали, что поскольку человек по сути своей одержим эгоизмом и завистью, то лишь твердый политический авторитет в облике сильного государства способен укротить эти страсти. Важнейшим средством интеграции общества в единое целое у франкистов признается национальное самоутверждение.

Направление, сложившееся в годы франкистской диктатуры оставалось доминирующим и после смерти Ф. Франко, вплоть до конца 80-х гг. XX ст. Героизацию лидера в 80-х гг. продолжали историки С. Мартин в своей работе “Франко, военный у власти”, Санчес Силва в монографии “Франко”, Риккардо де ла Вега в своей работе “Франко, военный”. С. Мартин отмечал, что “в те годы, когда он находился у власти, был сделан решительный шаг к модернизации испанской экономики, и уже в начале 70-х годов Испания заняла пятое месте в Западной Европе по объему промышленного производства”.

Санчес Силва в монографии “Франко” говорил, что если бы на политическую арену не зашел Франко, то и не было бы сейчас сегодняшней Испании. Так, Санчес Силва пишет, что “после смерти диктатора именно его назначенцу Хуану Карлосу выпала честь осуществить переход от авторитарной системы Франко к демократии. Так что, как это ни парадоксально звучит, без Франко был бы вряд ли возможен тот политический консенсус, который характерен для Испании сегодняшнего дня”.

Отсутствие резкой грани между жизнеописаниями Ф.Франко периода его нахождения у власти и последующего времени обусловлено двумя обстоятельствами. Это связано с общими тенденциями развития испанского общества, и с отсутствием резкой грани между франкистской и постфранкистской Испанией. Второе обстоятельство обусловлено тем, что исторические работы о создателе франкистского государства писались в умеренном духе.

Историография.
Караимы – малочисленный народ с очень интересной историей и культурой. К сожалению, история караимов является малоизученной, даже на сегодняшний день остается множество белых пятен. Многие моменты из истории караимского народа остаются неисследованными, существует множество вопросов, на которые как сами караимы, так и историческая наука ...

Реорганизация центральных и местных органов управления
В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территори ...

Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе
Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общ ...