Развитие кабального холопства.

Экономическая несостоятельность значительного количества населения привела в XVI веке, кроме прикрепления крестьян, еще и к развитию нового вида холопства — так называемого кабального.

Кабальное холопство — это холопство, вытекшее из займа. Должник выдавал своему кредитору так называемую служилую кабалу, по которой обязывался за рост личной службой во дворе кредитора. Юридически такой кабальный холоп становился свободным по уплате долга. Но фактически это было почти невозможно, так как весь труд должника шел только на уплату процентов, а не на погашение долга, как это было у старинного закупа. Закабаление бедноты в XVI веке прогрессировало етоль быстрыми шагами, что государство сочло нужным вмешаться в это дело и положить некоторые преграды его развитию. Государство теряло вследствие этого нередко и служилых людей, и тяглецов. Поэтому судебник 1550 года запретил выдавать служилые кабалы на сумму свыше 15 рублей и превращать простые ростовые кабалы в служилые.

Вслед за тем, в 1559 году, запрещено было брать служилые кабалы на лиц моложе 15 лет. Указ 1586 года ввел для служилых кабал по примеру записей в полное холопство доклад, т. е. все служилые кабалы должны были составляться под контролем правительственных учреждений и заноситься в книги. Указ предписывал, чтобы такие докладные люди от господ своих не отходили, денег у них по кабалам не брали, а служили бы до смерти господ. Этот указ вскрывает любопытное явление фиктивной служилой кабалы. Оказывается, что бедняки поступали в холопы, совершая фиктивный заем, лишь бы только так или иначе пристроиться. Правила указа 1586 года о докладных кабальных холопах распространены были указом 1597 года на всех вообще кабальных холопов. Кабальное холопство сделалось лич­ным холопством, прекращающимся по смерти господина-кредитора. Указ 1597 года прямо оговорил, что жене и детям умершего до кабальных людей его дела нет и денег по тем кабалам не указывать. Позже этот личный характер кабального холопства был закреплен еще больше. Указом 1606 года было запрещено выдавать кабалы на одних и тех же лиц двум господам, отцу с сыном, брату с братом и т. д.

Таким образом, уже в XVI веке обозначились те два встречных социальных течения, которые, соединившись вместе в конце XVII и начале XVIII века, создали крепостное крестьянство. С одной стороны, стало смягчаться рабство, а с другой стороны, крестьянин начал терять свою свободу, стал превращаться в раба.

Традиции монархической княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве
Вторая половина XII в. – формирование противоположного по политической структуре Владимиро-Суздальского княжества. Князь – носитель высших административных, военных, судебных функций. Обращался к ополчению только в кризисных ситуациях. Он владел господским хозяйством. Для дворян-слуг князь становится господином, источником материальног ...

Присоединение к московскому государству других княжеств и создание единого Российского государства
В 1482 году великий князь присоединил к Москве Пермь с ее областью, простиравшейся до Уральских гор. Пермь уже была подчинена Москве еще во времена Дмитрия Донского. Но это не было полным подданством. Новгородцы тоже считали Пермь своим владением. Иван Васильевич послал на Пермь сильное войско под предводительством Федора пестрого, кот ...

Народные восстания против феодалов и бояр
Трудно жилось народу под властью князей и бояр. Отдавая им огромную дань, многие смерды разорялись и вынуждены были брать заем. Оказавшись должниками, они не могли уйти из села без разрешения феодала и таким образом из вольных превращались в феодально зависимых людей. Очень страдали крестьяне и во время войн. В то время, когда князья и ...