Исторические материалы » Сербия в Новое время » Сербия в конце XVIII–1878 г. Сербия в период общественно-политического кризиса Османской империи в конце XVIII в. Первое сербское восстание

Сербия в конце XVIII–1878 г. Сербия в период общественно-политического кризиса Османской империи в конце XVIII в. Первое сербское восстание
Страница 4

Восстановление турецкой власти в Сербии. Второе сербское восстание и образование вассального Сербского княжества (1815–1833)

Турецкий террор продолжался недолго, султанское правительство вскоре вынуждено было принять меры к нормализации положения в Сербии. Султанскими фирманами была объявлена всеобщая амнистия и свобода торговли; всем сербам было предложено вернуться в свои дома. Белградским пашой был назначен боснийский феодал Сулейман-паша Скопляк, после чего турецкие войска покинули пашалык. В Сербии была восстановлена старая система турецкого управления, в стране стали возрождаться спахии и чифтлик-сахибии. Но вскоре обнаружилось, что султанское правительство ни жесточайшим террором, ни путем подачек и уступок не в состоянии восстановить свою власть. Весной 1815 г. сербы взялись за оружие под предводительством нового избранного скупщиной участника восстания Милоша Обреновича.

В это время наполеоновская армия была уже повержена, и громадное влияние России в международной жизни Европы не позволило Порте расправиться с непокорными сербами военной силой. Успешные переговоры между Обреновичем и турками при посредничестве России закончились компромиссом. Милош Обренович стал первым сербским правителем, официально признанным султаном. Было заключено устное соглашение, которое предусматривало, что сербы сами собирают налоги, суд осуществляют местные кнезы, в Белграде создается высший суд – Народная канцелярия.

В течение длительного времени этот устный договор оставался основой сербо-турецких отношений. На протяжении последующих 15 лет Сербия при активной поддержке России вела настойчивую борьбу за принятие законодательного акта, подтверждающего 8-ю статью Бухарестского мирного договора. Однако только после русско-турецкой войны 1828–1829 гг. султанское правительство пошло на выполнение требований России. Султанский хатт-и-шериф 1830 г. определил автономию Сербии как вассального княжества во главе с Милошем Обреновичем в качестве наследного князя. Туркам, за исключением гарнизонов-крепостей, запрещалось проживать во внутренних областях Сербского княжества. В хатт-и-шерифе 1833 г. Порта признала права Сербии на шесть нахий и определила размер дани, уплачиваемой вассальным Сербским княжеством.

Главной задачей молодого государства была замена турецкого аппарата управления сербским. За 400 лет турецкого владычества были утрачены традиции национальной государственности, отсутствовала политическая национальная элита, способная грамотно и профессионально осуществлять экономические и социально-политические преобразования в стране.

С первых дней своего правления Милош Обренович стремился к тому, чтобы его власть стала наследственной. Первой его жертвой стал Карагеоргий, который в 1817 г. явился из России. По приказу Милоша он и его секретарь были убиты. Сам Милош постепенно сосредоточил в своих руках самые доходные статьи торговли, государственные чиновники являлись полноправными хозяевами в своих округах. Бюрократия формировалась главным образом из кнезов, кметов, и других представителей правящего класса и отчасти грамотных сербов, приехавших из австрийских земель.

Страницы: 1 2 3 4 

Русь и Европа
Во времена Киевской Руси устанавливаются торговые, культурные, дипломатические связи со странами Европы - Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Англией и др. Заключались и браки между представителями киевского княжеского дома и европейскими династиями, что отражало рост политического могущества и международного авторитета Руси. Так, доч ...

Значение принятия христианства.
Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Принятие христианства идеологически закрепляло единств ...

Халкидонский собор
Узнав о катастрофе на Востоке, папа Лев уже через месяц созвал в Риме Собор, осудивший эфесское сборище, как "разбойничье". Также папа направил императору Феодосию письма с требованием созыва нового Вселенского Собора. Все низложенные Диоскором обратились к папе Льву, как своему последнему защитнику. В то самое время (в июле ...