Генетические истоки княжеской власти в индоевропейский период
В начале первой главы, Свердлов разделяет историков, изучающих средневековую Русь на два типа: те, кто ведут свое исследование путем отслеживания фактов и процессов, информация о которых содержится в письменных источниках (начинают историю Руси с 862 года – призвание варягов) и те, кто прослеживает генетические процессы становления Руси (начинают историю Руси с VI в. – времени расселения славян на обширных пространствах центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы).
Автор отмечает, что отечественные лингвисты постоянно прослеживали генетические связи русской средневековой лексики с ее индоевропейскими истоками, но они решали, прежде всего, лингвистические задачи. Особое место занимают наблюдения А.Е. Преснякова.
Свердлов пишет, что в конце 20 – начале 30 годов тенденции генетического метода не развиваются и подавляются из-за натиска марксистских и сталинских теорий. Мы можем сделать вывод, что на современном уровне развития исторической науки анализ общественного строя средневековой Руси как генетическое продолжение социальных структур индоевропейского общества не стал темой специального изучения.
Далее автор описывает развитие индоевропейской общности, «прародину» индоевропейцев, комплексный характер их экономики, занятие населения, социальную структуру, рассказывает о поселениях индоевропейцев, говорит о понятиях «рабство», «свобода», «предводитель», о функциях предводителя. Таким образом, Свердлов делает вывод о том, что индоевропейцы в общеиндоевропейский период представляли собой общество с комплексной экономикой, развитой родоплеменной структурой, в этом обществе социальное равенство могло быть совмещено с имущественным неравенством (то есть, когда отдельные соплеменники подчинялись более обеспеченным и социально благополучным членам племени). Далее автор пишет, что в этом обществе появилось мягкое патриархальное рабство. Уровень развития экономики и социально-политической структуры индоевропейцев создавал условия для переселения на новые территории и создал самое главное условие – условие для взаимодействия с другими цивилизациями. Расселяясь по европейскому региону, эти племена несли с собой традиции культурного развития и языка.
Цивилизация индоевропейцев (ахейцев) была вытеснена цивилизацией дорийцев, которая находилась на более низкой стадии общественного развития. Далее Свердлов описывает общественное и политическое развитие дорийцев, по такому же принципу как он описывал индоевропейцев (то есть, их политическую жизнь, единоличную и ограниченную власть, экономику и рабовладельческие отношения). Потом на цивилизацию дорийцев произошло вторжение германским племен, что повлекло за собой синтез общественных отношений и культур.
Краткое описание общественного строя индоевропейцев имеет прямое отношение к становлению княжеской власти у восточных славян и на Руси. Он свидетельствует о необходимой смене родоплеменных отношений рабовладельческими, последних феодальными и о рабстве как начальной форме классового деления.
Ведя свое исследование, Свердлов останавливается на историографическом прошлом и многочисленных теориях (останавливается на работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, на выводах В.О. Ключевского). Их накопление позволяет продолжить генетический анализ процесса становления социальных, политических и правовых институтов без идеологизированных схем. Сделанный вывод позволяет проследить закономерный процесс генезиса княжеской власти в результате эволюции всего общества в целом.
Вступление
Первые века после падения Западной Римской империи отмечены аграризацией экономики стран Западной Европы. Старые города превратились в полуразрушенные посёлки, новых ещё не было. Такая ситуация длится примерно до IX в., когда по всей Европе начинается процесс бурного роста городов и специализация структур городской жизни от аграрных. Сл ...
Предпосылки Земской реформы
Что касается состояния местного самоуправления в дореформенный период, то стоит отметить, что оно строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования.
Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами.
Н ...
Историческое значение Земской реформы
Логическим завершением земской реформы должен был стать общероссийский орган народного представительства. Но этого не произошло. Земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. Не было органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 году Санкт-Петербургское губернское земское собрание поста ...