Исторические материалы » Первый европейский университет в Болонье » Предпосылки к образованию университета в Италии

Предпосылки к образованию университета в Италии

В 476 году под ударами варварских племен германцев пала Западная Римская империя – центр не только политической, но и интеллектуальной жизни мира в эпоху античности. Собственно, этим событием история античности и заканчивается – начинается новая эпоха, получившая в исторической литературе название «Средневековья». Англичане называют Средневековье не иначе как dark ages, то есть, «темные века». Действительно, как писал великий советский историк Евгений Тарле, «700-800 лет, отделяющих Западную Римскую империю от эпохи Возрождения весьма скудны светящимися точками, маяками и центрами Просвещения». Эти слова в полной мере относятся и ко всей Европе, и к Италии.

Неправильно думать, что Италия полностью растеряла традиции Цицерона и Вергилия. Из деятелей VI-X веков можно вспомнить Кассидора, Боэция, папу Сильвестра, до принятия столь высокого сана являвшегося блестящим математиком Гербертом. Определенный подъем культурной жизни вызвало так называемое «каролингское Возрождение». Тем не менее, от былой славы науки и изящной словесности не осталось практически ничего.

Начало XI столетия радикально изменило такое положение дел. Объясняется это тем фактом, что в это время Италия стала ареной непримиримой борьбы между партиями гвельфов и гибеллинов – партиями Римского папы и императора Священной римской империи. Для подтверждения своих позиций обе стороны активно использовали произведения публицистических жанров. Такая полемика привела к оживлению интеллектуальной деятельности страны. Это, а также позиция церкви (клерикалы обнаружили нехватку в своих рядах мощных интеллектуалов и также поспособствовали университетскому буму) привело к появлению в Италии целого ряда высших учебных заведений.

Актистизм
После спора между Севиром и Юлианом монофизитское учение продолжало развиваться, разделяясь на новые ереси[41]. Этот конфликт привёл к возникновению новых богословских вопросов. Последствием утверждения Юлиана о нетлении тела Христа стал вопрос о тварности Христова человечества. Некоторые ученики Юлиана признавали, что человечество сотв ...

Севир Антиохийский
Севира Антиохийского называют самым выдающимся монофизитским богословом. Он родился в греческой языческой семье в Созополисе (Писидия), получил блестящее образование в области риторики, словесности, философии. В 488г. обратился в христианство, его наставником был Петр Маюмский. А. Л. Дворкин так характеризует Севира: «Севир обладал блес ...

Развитие российско-японских отношений от их истоков и до 1991 г.. Отношения от первых контактов до конца Второй Мировой войны
Россия и Япония – соседи, но контакты между ними стали налаживаться около трех столетий назад. В 1702 году в селе Преображенское под Москвой состоялась встреча Петра I и Дэмбэя – японца с корабля, потерпевшего кораблекрушение у Камчатки. В российском архиве сохранилась его подпись. В 1733 г. в Петербург прибыли ещё два японца – Содза и ...