Русская культура в конце XV–XVI вв.. Общее состояние.
В этот период русская культура развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции. Общество молодого растущего государства проникнуто реформаторскими идеями. Наиболее ярко тяга к преобразованиям проступила в появлении политических концепций происхождения русской государственности и в публистическом характере литературы.
Политическая теория происхождения Русского государства нашла выражение в «Сказаниях о князьях владимирских». В соответствии с ней, московские государи были прямыми потомками римского императора Августа.
Псковский старец Филофей стал автором теории «Москва – третий Рим». Согласно этой теории, вечно существующее царство Рим переходит из одной страны в другую. Рим погиб. На смену ему явился второй Рим – Византия, которая тоже погибла. Но Византию сменила Москва – третий Рим, а четвертому Риму не бывать. Однако это учение не было официальной доктриной Московского государства XVI в. Церковь в XVI в. идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Происходит общерусская канонизация святых, унификация всех служб и обрядов. Церковь яростно преследует ереси, которые особенно распространяются в конце XV – начале XVI вв. в Новгороде и Москве. Ереси отличались радикальным характером, в них отчетливо проявлялись социальные идеи. Так, Феодосии Косой проповедовал равенство всех людей перед богом, требовал уничтожения церковной организации. Идеология простого народа находила выражение в устном народном творчестве. Популярны были исторические песни. В них одобрялась борьба Ивана Грозного с боярством. Воспевалось взятие Казани и поход Ермака в Сибирь.
Святители ”Смутного времени”.
В нелегкое Смутное время к таковым, принадлежит при. Галактион, старец Вологодский и многие другие мученики. На их долю выпало безвластие и неустроенность. В данном реферате вначале, упомянем многих мучеников сего периода. Это были: патр. Гермоген, заключенный в Чудов монастырь, где “немилостивии приставники изменничьи замориша его глад ...
Становление двоевластия
27 февраля в Петрограде по инициативе различных рабочих групп, социал-демократической фракции Государственной думы был создан орган власти – Совет рабочих депутатов (Петросовет). Помимо Петросовета в стране возникло свыше 600 Советов, которые избрали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Преобладали в советах меньшевик ...
Точка зрения Костомарова
Костомаров, излагая ход возвышения Московского княжества, объясняет усиление Москвы главным образом помощью татар и даже самую идею самодержавия и единодержавия трактует как заимствованную от татар. ...
