Либеральное движение в конце XIX в.Страница 1
При Александре III либеральное движение переживало трудные времена. Министр внутренних дел Д.А.Толстой борьбу с земским либерализмом сделал одним из направлений своей политики. "Земский союз" вынужден был прекратить свою деятельность. Вскоре последовала земская контрреформа.
Многие земские работники в то время ушли в "малые дела", в начинания по распространению среди народа грамотности, просвещения, культуры. Но и на почве "малых дел" и "культурничества" они сталкивались с общегосударственными проблемами и искали их решение. Эти поиски расширяли и обогащали либеральную программу.
В годы реакции лозунг конституции в либеральном движении отступил на второй план. Выдвинулись требования, выработанные на основании земской практики: 1) введение всеобщего начального образования; 2) отмена телесных наказаний; 3) создание мелкой земской единицы на базе волостного управления.
Эти требования высказывались на земских собраниях, пропагандировались в печати. В 1885—1886 гг. в петербургский Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе вошли молодые либералы — князь Д. И. Шаховской, братья Сергей и Федор Ольденбурги, В.И. Вернадский. С этих пор деятельность комитета сосредоточилась на издании и рассылке в народные библиотеки популярных книг. Комитет поставил вопрос о введении всеобщего начального образования. По требованию Министерства внутренних дел деятельность Комитета грамотности была поставлена в жесткие рамки. В знак протеста из него вышли почти все его члены. Они продолжили свою работу в обществе "Помощь в чтении больным и бедным".
Полицейские гонения на Комитет грамотности вызвали протесты Вольного экономического общества, старейшей русской общественно-научной организации, основанной в 1765 г. В 1895 г. общество возглавил граф Петр Александрович Гейден (1840 — 1907). Общество решило ходатайствовать об отмене телесных наказаний и о введении всеобщего обучения. Оно широко открыло двери для публики, приглашая гостей на свои заседания, превратилось в своеобразный клуб, в котором обсуждались самые животрепещущие вопросы.
Правительство с трудом терпело этот "очаг крамолы" в центре Петербурга. В 1898 г., когда крестьянство в очередной раз голодало, в повестку дня общества был поставлен продовольственный вопрос. Его обсуждение сопровождалось критикой правительства. В ответ власти запретили публиковать в газетах отчеты о заседаниях общества и допускать на инк постороннюю публику. Общество обязали представлять на утверждение программы своих заседаний. В знак протеста оно прекратило общие собрания своих членов.
В 1883 г. было основано Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова. Главная задача общества состояла в устройстве Пироговских съездов. Активное участие в их работе принимали земские врачи, которые и подняли вопрос об отмене телесных наказаний и об участии в помощи голодающим. Власти отклонили эти ходатайства.
Вопрос о мелкой земской единице вырос из насущных потребностей земского хозяйства. По мере его развития становилось все труднее руководить им непосредственно из уездного центра без промежуточных звеньев. Земские деятели надеялись, что волостное земство поможет им сблизиться с крестьянством и вовлечь его в либеральное движение. Местные власти нередко запрещали обсуждение вопроса о мелкой земской единице. Земства подавали жалобы в Сенат, и в 1903 г. рязанскому земству удалось выиграть дело в Сенате.
Беллярминов Иван Иванович
Беллярминов Иван Иванович (1837 - . )
Писатель-педагог .Получил образование в Саратовской духовной семинарии, в главном педагогическом институте и окончил курс в Петербургском университете по историко-филологическому факультету. Преподавал педагогику в петербургском историко-филологическом институте и в Павловском институте; историю и л ...
Организация посмертного культа Селевка его сыном Антиохом I
Как мы знаем, предки занимают должное место в царском пантеоне. Я думаю, нет надобности, специально подчеркивать значение заупокойного культа в эллинистической религии.
Аппиан сообщает, что тело Селевка I было погребено в Селевкии на Оронте. Антиох I поставил на могиле храм и придал ему священный участок, получивший название «Никаторио ...
Теория Томаса Мальтуса
В книге первой Т. Мальтус определяет закон народонаселения как проявление во всех живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». И именно исследованию последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно ...