Кризис потестарного государства

Еще сохранялась автономия племенных княжений во главе с племенными князьями. Новым было управление системой посажения княжих мужей в городах. Они осуществляли государственные, административно-судебные и военные функции в городе, его округе.

По мнению автора: полюдье (сбор дани и податей на Руси) распространилось на словен, радимичей, угличей, тиверцев, древлян, дреговичей, кривичей, северян. Это был объезд князя, членов его семьи и знатных служилых мужей. Объезд осуществлялся по определенным маршрутам с остановкой в отдельных поселениях (погостах) с ноября по апрель. Таким образом, они «кормились», корм был натурально-денежным, а не в виде меха, меда, воска, рабов. Полюдье являлось институтом потестарного государства.

Распад родоплеменных связей привел к появлению сельской соседской общины с городами и волостями. Образовалась единая денежная система на основе меховых товарно-денег, куниц и белок, серебряных монет.

К середине Х в. произошло формирование многоэтничного Русского государства, столицей был Киев. Структура:

1) публичная власть – династия Рюриковичей и служилая дружина

2) податная система – в виде ежегодной фиксируемой взимаемой подати – белкой, куницей от каждого хозяйства

3) свод юридических норм – Русская Правда

4) войско состояло из ополчения

В первой половине Х в. кроме великой династии существовали бояре – знатные, богатые, служилые люди. Их этническая принадлежность не была важна, так как Рюрику, Олегу, Игорю постоянно требовались в большом количестве воинские отряды. Материальное обеспечение за исполнение должностей и за службу они получали в виде раздач или отчислений.

Во второй половине IХ в. – первой половине Х в. появилась новая знать служилых князю людей. Она развивалась из высшего слоя дружины. Из состава княжеской дружины назначались княжие мужи на должность посадников в города.

В Х в. – ХII в. произошло появление верховной собственности государства на землю. Правитель назначал своих служилых людей, которые осуществляли административно-судебные функции, следить за исполнением государственных повинностей и собирать подати.

Процесс обогащения высшей знати на службе князю привел к процессу интеграции местной и служилой знати, эта служба делала княжеского мужа более богатым и властным чем племенные князья.

Олега и Игоря называли «великими князьями русскими», а управляемая ими страна – «Росиа».

В состав Руси входили подчиненные племенные княжения. Это показывает завершение перехода от племенного строя к государственному. Существовали и усиливались экономические, социальные, политические, идеологические факторы интеграции страны, развитие раннефеодальных отношений в государстве, это привело к задержанию развития страны. В результате этого появилась необходимость искать путь дальнейшего развития. Это должен был бы сделать глава Русского государства – князь Игорь. Но Игорь придерживался традиционности в политике. Гибель Игоря показала устарелость социально-политической схемы Русского государства (так как там сохранялись племенные княжения и полюдье), Русское государство нуждалось в преобразованиях, чтобы создать политически единое государство.

Реорганизация центральных и местных органов управления
В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территори ...

Особенности социального призрения отдельных категорий населения. Развитие государственной системы помощи детям
Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы с не ...

Разграничение компетенции Союза и республик
Этому вопросу посвящена уже первая статья Конституции, определяющая права Союза через компетенцию его высших органов. Естественно, что в нее входят наиболее крупные вопросы, которые по своей природе могут и должны решаться именно на уровне всего советского государства. Среди них следует отметить, прежде всего, вопросы, связанные с внешн ...