Кризис потестарного государства
Еще сохранялась автономия племенных княжений во главе с племенными князьями. Новым было управление системой посажения княжих мужей в городах. Они осуществляли государственные, административно-судебные и военные функции в городе, его округе.
По мнению автора: полюдье (сбор дани и податей на Руси) распространилось на словен, радимичей, угличей, тиверцев, древлян, дреговичей, кривичей, северян. Это был объезд князя, членов его семьи и знатных служилых мужей. Объезд осуществлялся по определенным маршрутам с остановкой в отдельных поселениях (погостах) с ноября по апрель. Таким образом, они «кормились», корм был натурально-денежным, а не в виде меха, меда, воска, рабов. Полюдье являлось институтом потестарного государства.
Распад родоплеменных связей привел к появлению сельской соседской общины с городами и волостями. Образовалась единая денежная система на основе меховых товарно-денег, куниц и белок, серебряных монет.
К середине Х в. произошло формирование многоэтничного Русского государства, столицей был Киев. Структура:
1) публичная власть – династия Рюриковичей и служилая дружина
2) податная система – в виде ежегодной фиксируемой взимаемой подати – белкой, куницей от каждого хозяйства
3) свод юридических норм – Русская Правда
4) войско состояло из ополчения
В первой половине Х в. кроме великой династии существовали бояре – знатные, богатые, служилые люди. Их этническая принадлежность не была важна, так как Рюрику, Олегу, Игорю постоянно требовались в большом количестве воинские отряды. Материальное обеспечение за исполнение должностей и за службу они получали в виде раздач или отчислений.
Во второй половине IХ в. – первой половине Х в. появилась новая знать служилых князю людей. Она развивалась из высшего слоя дружины. Из состава княжеской дружины назначались княжие мужи на должность посадников в города.
В Х в. – ХII в. произошло появление верховной собственности государства на землю. Правитель назначал своих служилых людей, которые осуществляли административно-судебные функции, следить за исполнением государственных повинностей и собирать подати.
Процесс обогащения высшей знати на службе князю привел к процессу интеграции местной и служилой знати, эта служба делала княжеского мужа более богатым и властным чем племенные князья.
Олега и Игоря называли «великими князьями русскими», а управляемая ими страна – «Росиа».
В состав Руси входили подчиненные племенные княжения. Это показывает завершение перехода от племенного строя к государственному. Существовали и усиливались экономические, социальные, политические, идеологические факторы интеграции страны, развитие раннефеодальных отношений в государстве, это привело к задержанию развития страны. В результате этого появилась необходимость искать путь дальнейшего развития. Это должен был бы сделать глава Русского государства – князь Игорь. Но Игорь придерживался традиционности в политике. Гибель Игоря показала устарелость социально-политической схемы Русского государства (так как там сохранялись племенные княжения и полюдье), Русское государство нуждалось в преобразованиях, чтобы создать политически единое государство.
Теория цивилизации Вико. Идея круговорота
Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших времен до эпохи заката Рима и вновь от «нового варварства» темных веков к эпохе Просвещения.
Представление о непрерывном развитии ...
Причины поражения, итоги и последствия Крымской
войны
Поражение России можно объяснить тремя группами причин или факторов.
Политической причиной поражения России в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных западных держав (Англии и Франции) при благожелательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. ...
Значение писцовых книг в деле прикрепления крестьян.
Огромную роль в прикреплении крестьян в XVI веке сыграли переписи, составлявшиеся в интересах податного обложения. Мы видели что, уже в удельную эпоху письменные люди признавались крепкими к своему тяглу и не могли перезываться другими владельцами. Письменные люди это те, которые были записаны в «данския» книги, заведенные еще татарами. ...