Исторические материалы » Система призрения в годы правления Петра I » Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I

Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I
Страница 5

г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».

Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смирительные и прядильные дома, предназначенные прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли гошпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться. [4]

Помимо создания государственных структур помощи и контроля, предпринимаются попытки организации новых источников финансирования общественного призрения. Среди них:

- Петр I вдвое увеличил венчальный налог, вторая его часть и стала направляться на государственную благотворительность;

- он ввел монополию церкви на продажу восковых свеч, дело в том, что в нашем верующем государстве до него свечи могли продавать кто угодно. А как бы не был беден человек, приходя в церковь, он обязательно покупал свечу. Это свечечный сбор составлял колоссальную сумму. Церковь стала больше получать и Петр не только увеличил ответственность церкви по призрению нуждающихся, но и забирал част средств в пользу государства;

- так же он ввел церковный сбор в два кармана, в церквях было две кружки на церковь и на государство;

- был введен также налог для всех чиновников кроме солдат в размере 1 копейка с рубля, а в то время можно было напиться и закусить вдвоем на полушку;

- ввел в монастырях обучение монахинь рукоделиям, а заработанные средства не выплачивались монахиням, а шли в пользу государства;

- еще он ввел штрафы иноверцам (старообрядцы).

К сожалению, Петр I много не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих. [1]

Страницы: 1 2 3 4 5 

Борьба русского народа против польско-шведской интервенции в эпоху «Смутного времени»
В эпоху «Смутного времени» России пришлось пережить сильнейший развал экономики, острейший политический кризис, связанный с борьбой за власть в высших слоях общества и появлением самозванца Лжедмитрия I, мощные крестьянские выступления по всей стране, крупнейшим из которых стало восстание под руководством Ивана Болотникова. «Смутное вре ...

Российско-японские отношения в период 2000 – 2009 гг
Развитие российско-японских взаимоотношений не прекратилось и с приходом к власти 26 марта 2000 года президента РФ В.В. Путина. На приветственной летней встрече 2000 года президентом В. В. Путиным и премьер-министром Японии И. Мори было заявлено, что, за исключением территориальной проблемы, на современной стадии развития отношений ни в ...

 «Смута».
В 1601–1602 гг. беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев появился в польских владениях на Украине, выдавая себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы спасшегося от убийц в Угличе. Самозванец обратился к польским магнатам и королю Польши Сигизмунду за помощью, «Расплатиться» за помощь он должен был некоторыми ...