Введение
Страница 2

Среди трудов советских историков прежде всего, хотелось выделить труды таких исследователей как Н.П. Ерошкина, исследовавший государственные учреждения, в том числе высшие, включая Совет министров,[4] А.Я. Авреха, рассмотревший в своих работах третьеиюньскую систему, отношения Столыпина с Третьей Думой,[5] как К.Ф. Шацилло, осветивший в своей монографии огромную трудоемкую работу в правительстве по разработке законопроектов, направленных на укрепление армии и воссоздание флота.[6]

Немало сделано советскими учеными в изучении социально – экономических аспектов и классовой структуры общества в период деятельности кабинета Столыпина. Здесь уместно упомянуть работу В.С. Дякина.[7]

Но говоря об исследованиях советского периода, нужно отметить, что все они грешат одной и той же проблемой – литература сильно идеологизирована, а выводы советских ученых явно устарели на сегодняшний день.

Очевидный переворот в оценках личности Столыпина и преобразований, связанных с его кабинетом произошел в период постсоветской историографии. Это характерно прослеживается в работе Сидоровнина Г.П. "П.А. Столыпин: жизнь за Отечество"[8], посвященные реформатору главы выводят Столыпина из забвения, открывают масштаб и значение реформ Совета министров.

Сейчас, в период новейшей российской историографии выходит огромное количество различных исследований, рассматривающих не только жизнь и деятельность самого Столыпина, но и исследующих итоги его реформ.

Борис Григорьевич Федоров в своей книге "Петр Столыпин: "Я верю в Россию"[9] пытается развенчать сделанные выводы некоторых историков о Столыпине и его реформах. Например, он пытается убедить читателя в бездоказательности обвинения председателя Совета министров в непотизме. Вместе с тем, автор очень часто проводит параллели с новейшей историей России.

Такие крупные исследователи как Л.А. Панов,[10] Г.И. Шмелев,[11] В.Г. Тюкавкин[12] наиболее полно рассмотрели самую главную из реформ правительства Столыпина – аграрную. Впрочем, при всей глубине анализа социально-экономических и социально-политических процессов, их работы оставляют в стороне важные аспекты личного влияния членов Совета министров на ход этой реформы.

Коллективная монография "Власть и реформы"[13] дает наиболее полное представление о борьбе течений в кабинете Столыпина при разработке некоторых законопроектов, о реформах правительства.

Таким образом, можно констатировать, что тема сопоставления замыслов столыпинского кабинета и их реализации нуждается в отдельной проработке, необходима для создания полной картины реформирования того времени и весьма актуальна для определения пути развития современной России.

Отсюда вытекает цель данной работы – выявить результативность работы кабинета П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- проанализировать задачи, поставленные перед кабинетом П. А. Столыпиным;

- изучить основные законопроекты Совета министров и определить, насколько результативным стало проведение их в жизнь;

- охарактеризовать роль отдельных министров кабинета в эффективности его работы, а также факторы, повлиявшие на результативность или нерезультативность отдельных реформ и мероприятий (интриги, позиция императора, факторы внутренней и внешней политики и т. д.).

Для реализации поставленной цели была использована определенная источниковая база.

I. Законодательные акты – законы, принятые по инициативе правительства, («Российское законодательство X – XX вв.»)[14]; законопроекты, предложенные правительством, но по каким – то причинам не принятые (Столыпин П.А. Программа реформ).[15]

II. Документы государственных учреждений. К этому виду источников можно отнести многочисленные речи Столыпина в Государственной думе и Государственном совете (Столыпин П.А. Думские речи, Столыпин: жизнь и смерть).[16]

III. Источники личного происхождения – воспоминания государственных деятелей (С.Ю. Витте,[17] Я.В. Глинка,[18] В.И. Гурко[19]), воспоминания министров, которые входили в кабинет Столыпина ( В.Н. Коковцов), воспоминания детей Столыпина (М.П. Бок, А.П. Столыпин)

Но, к сожалению, мемуары нельзя рассматривать как источник объективной информации. Потому что при написании мемуаров, автор использует дифференцированный подход к людям, руководствуется своими симпатиями и антипатиями. Материал о каком – либо конкретном человеке, как правило, разрозненный и разбросан по всей книге – и это тоже является минусом мемуаров. Характерной чертой данных источников следует считать субъективный подход к повествованию.

Сам Петр Аркадьевич Столыпин не оставил никаких мемуаров.

Структура данной работы определена ее целью и задачами и предполагает два главы, посвященные соответственно задачам кабинета П. А. Столыпина и результатам его деятельности. Работа включает введение, основную часть, заключение, научно-справочный аппарат и список источников и литературы.

Страницы: 1 2 

Распад СССР и «парад суверенитетов»
После августовского кризиса сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический целесообразностью». Республиканские органы власти действовали уже без оглядки на союзный Центр. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отка ...

Сербия в конце XVIII–1878 г. Сербия в период общественно-политического кризиса Османской империи в конце XVIII в. Первое сербское восстание
В этот период Османская империя оставалась достаточно грандиозным по территории и по своим ресурсам государством, но признаки его упадка становились все более заметными. Экономика империи находилась в состоянии кризиса. Разложение военно-ленной системы, появление новых форм собственности, развитие откупной системы и ростовщичества не со ...

Вступление
Первые века после падения Западной Римской империи отмечены аграризацией экономики стран Западной Европы. Старые города превратились в полуразрушенные посёлки, новых ещё не было. Такая ситуация длится примерно до IX в., когда по всей Европе начинается процесс бурного роста городов и специализация структур городской жизни от аграрных. Сл ...