Введение

Историю советского общества 1920-х гг. обычно связывают с новой экономической политикой, которую стали проводить большевики после окончания гражданской войны. В нашем реферате мы рассматриваем основные принципы новой экономической политики, а также основные причины свертывания нэпа в 1920-х гг.

В последнее время активность историков - исследователей нэпа все более возрастает и характеризуется неординарным, разносторонним подходом специалистов к анализу становления, недолгого развития и причин исчезновения нэпа. Достаточно указать на работы В. П. Данилова, В. П. Дмитриенко, Ю. А. Полякова, Н. Валентинова (Н. Вольского).

Для историографии характерны 2 тенденции. Первая - идеализация нэпа, преувеличение успехов и достижений этого периода. Введение нэпа, без всякого сомнения, позволило восстановить разрушенное народное хозяйство, улучшить материальное положение людей. Однако в то же время в период нэпа постоянно росла безработица, сокращалась доля средств, идущих на социальные нужды и программы. С этими явлениями связана вторая тенденция - критика нэпа. Нам кажется, что если бы принципы нэпа внедрялись в экономику последовательно, то он оказал бы положительное влияние на развитие России.

Споры о нэпе продолжаются сейчас, ведутся, например, дискуссии на тему, был ли отказ от нэпа обусловлен «общей логикой событий» или это было «нарушение логики поступательного развития». Важно, однако, что в научной литературе признано: в 20-е годы страна переживала время тревожных ожиданий, стояла на развилке дорог, каждая из которых имела свои сложности и опасности. Обсуждение различных вариантов развития велось открыто, на съездах партии. Но обеспечить оптимальный выбор не удалось.

Преждевременная смерть Ленина предопределила выбор едва ли не наихудшего варианта. Страна оказалась под управлением одой партии, лидеры которой расходились между собой по важнейшим вопросам экономической стратегии и к тому же вступили в борьбу за власть.

Следует заметить, что споры вокруг нэпа не утихают потому, что модели существования смешанной экономики, одна из которых впервые была воплощена в жизнь в нашей стране, в той же или видоизмененной форме проходят апробацию в разных странах и различных исторических условиях. Это вызывает необходимость обращения к истории нэпа, ее объективной и беспристрастной оценке.

Князь и княжеская власть в сознании и самосознании русского общества второй половины XI – первой трети XII вв.
Самосознание: князья считали опорой православной веры. Должен осуществлять государственное управление, не доверяя своим посадникам и сборщикам даней. Должен сам ведать конюшней, контролировать все стороны походной жизни. Князь должен защищать права лично-свободных, обедневших людей. Нравственный облик должен соответствовать христианским ...

Город Рим. Царская власть в Риме
После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме правили еще 6 царей: Нума Помпиллий, Тулл Гостиллий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Первых трех царей историки считают легендарными, а цари «этрусской династии» являлись реальными историческими деятелями, история воцарения которых до сих пор вызывает споры сред ...

Крещение Руси
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие г ...