Исторические материалы » Освобождение юга и достижения украинской культуры в XVIII веке » Достижения украинской культуры в XVIII веке. Просвещение и книгопечатание

Достижения украинской культуры в XVIII веке. Просвещение и книгопечатание

Ускорение развития производительных сил на Украине обусловливало необходимость распространения грамотности. Начальное образование, как и прежде, дети казацкой старшины, духовенства, зажиточных мещан получали в школах при церквях и монастырях, высшее в Киевской академии. В течение первой половины XVIII в. начали действовать также новые учебные заведения — коллегиумы в Чернигове, Переяславе и Харькове.

Центром просвещения была Киевская академия. Студенты изучали славянские, латинский, греческий и западноевропейские языки, историю, географию, математику, астрономию, естествознание, богословие. Это учебное заведение не просто давало обстоятельные знания по тем или другим предметам. Студенты учились здесь дискуссировать и отстаивать свои взгляды. Они пробовали силы в ораторском искусстве, стремились доходчиво и ясно излагать собственные мысли. Преподавательской деятельностью здесь занималась целая группа профессоров, среди которых широтой научных интересов выделялся Феофан Прокопович. В своих лекционных курсах он выступал против суеверия, религиозных «чудес». Ученый резко осуждал деятельность папы римского. Особенно острой критике и осуждению со стороны Ф. Прокоповича подвергались иезуиты и антинародные действия униатов. Впоследствии он стал одним из ближайших сподвижников Петра I. В своих трудах ученый стремился обосновать необходимость проведения реформ в сфере просвещения, быта и обычаев. Ему принадлежит определенный вклад в реорганизацию армии и флота.

Академия имела большую библиотеку, в которой насчитывалось около 12 тысяч книг. В 1734 г. в академии слушал лекции и работал в библиотеке Михаил Ломоносов (вспомните, чем прославился этот великий русский ученый).

В конце XVIII в. на Украине начали действовать первые профессиональные школы. К ним, в частности, принадлежала госпитальная школа в Елисаветграде, артиллерийская школа и штурманское училище в Николаеве.

На Правобережье и западноукраинских ч землях просвещение находилось в запущенном состоянии. Преследуемые католическим духовенством и королевскими властями украинские школы влачили жалкое существование. В то же время польско-шляхетское правительство поддерживало учебные заведения, которым покровительствовала католическая церковь и иезуиты. Здесь получали образование только дети магнатов, шляхты, духовенства.

Определенных успехов достигло книгоиздательское дело. В течение XVIII в. усовершенствовалась техника печати, улучшалось оформление книг. Большое значение в развитии книгопечатания имело введение в России гражданского шрифта (из истории СССР вспомните, когда это произошло).

Первая типография с гражданским шрифтом на Украине была открыта в 1764 г., в Елисаветграде (ныне Кировоград). Позднее такие типографии появились в Киеве, Екатеринославе, Харькове и других городах. Но книги были очень дорогими. Их могли приобретать только зажиточные люди.

Политическое развитие Сербии в 1833–1860 гг.
Самодержавная политика сербского князя, отсутствие правовой защиты личности и имущества вызвали резкое недовольство всех слоев населения. Оппозицию Милошу организовали богатые торговцы и высокопоставленные чиновники, добившиеся ограничения власти князя, введения конституции (устав), за что получили название уставобранителей (борцы за ко ...

Норманская теория и антинорманизм
Норманская теория – один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалас ...

Кре­сть­ян­ская вой­на.
В на­ча­ле вой­ны борь­ба кре­сть­ян при­об­ре­ла ха­рак­тер мас­со­во­го ос­тав­ле­ния сел и де­ре­вень и ухо­да на­се­ле­ния в ле­са и рай­оны, от­да­лен­ные от во­ен­ных дей­ст­вий. И хо­тя это бы­ла еще пас­сив­ная фор­ма борь­бы, она соз­да­ва­ла серь­ез­ные труд­но­сти для на­по­ле­о­нов­ской ар­мии. Фран­цуз­ские вой­ска, имея о ...