Бородино; вторжение в Москву.Страница 1
Еще да назначения М.И.Кутузова главнокомандующим Барклай де Толли готовился к решающему сражению, которое он предполагал дать у Царева Займища, но 17 августа, прибывши в действующую армию, Кутузов нашел избранную Барклаем де Толли позицию невыгодной и отдал приказ к дальнейшему отступлению. Для генерального же сражения была выбрана новая позиция – у села Бородино (в 124 км. к западу от Москвы).
В донесении к Александру I он назвал эту позицию «одной из наилучших, которую только на плоских местах найти можно».[12]
К Бородину Наполеон привел 135 тысяч солдат. Многих пришлось оставить в захваченных городах для охраны путей сообщения. Остальные погибли в боях, от рук партизан, от болезней. В русской армии было 120 тысяч человек, орудий у французов было 587, у русских -- 640.[13]
Битва началась на рассвете 26 августа (7 сентября). «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми» - говорил впоследствии Наполеон.
Перед боем солдатам французской армии прочли воззвание Наполеона: «Солдаты! Вот битва, которой вы так желали! Победа зависит от вас; она нам необходима; она даст обильные припасы, хорошие зимние квартиры и скорое возвращение на родину…»[14]
Русские солдаты тоже хотели битвы. У них была одна цель – отстоять Москву.
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой…
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой…
М.Ю.Лермонтов[15]
Наполеон стремился прорвать центр русской армии, зайти ей в тыл, отрезать пути отхода и разгромить. Поэтому основные свои силы он сосредоточил против левого крыла и центра русских позиций. Левым крылом командовал бесстрашный Багратион—любимый ученик Суворова.
Несколько часов подряд французы непрерывно атаковали Багратионовы флеши (укрепления). Лучшие части французской армии гибли в этих атаках. Французские маршалы просили подкреплений у Наполеона, но получали отказ. Бой за флеши становился все напряженнее, обе стороны подтягивали сюда все больше артиллерии. К концу сражения на небольшом участке было сосредоточено 400 французских и 300 русских орудий. В рядах французов началось движение: они готовились к восьмому общему штурму. Но Багратион предупредил это—все левое крыло русской армии бросилось в штыковую контратаку. В самый разгар этого ожесточенного сражения разнеслась тяжелая весть: Багратион, которого русские солдаты считали непобедимым, смертельно ранен. Русские ряды в замешательстве дрогнули, и французам удалось занять Багратионовы флеши.
Но не такого успеха ожидал Наполеон, посылая на смерть лучшие свои части. Оставив флеши, русские больше не отступали не на шаг. Атаки в центре на батарею Раевского были отбиты. Однако положение было трудным. Наполеон решил во что бы то ни стало осуществить свой замысел и готовил новый удар по центру русских позиций—батарее Раевского. Но неожиданно он остановил свои войска.
Дело в том, что Кутузов, чтобы отвлечь силы противника, направил в тыл французской армии кавалерийскую часть генерала Уварова и казаков под командованием атамана Платова. На левом фланге французской армии началась паника.
Наполеон поехал на место прорыва выяснить обстановку и направил туда войска. Кутузов выиграл время и укрепил центр своих позиций, а Наполеон так и не решился ввести в бой гвардию, чтобы закрепить свой успех. «За восемьсот лье от Франции я не могу рисковать моим последним резервом»,--сказал он.[16]
Лишь после ликвидации прорыва около двух часов дня Наполеон вновь бросил войска против батареи Раевского. Эта часть русской позиции подвергалась атакам с утра и уже несколько раз перешла из рук в руки. Теперь французы могли сосредоточить здесь свои главные силы—пехоту, конницу, артиллерию. На батарее Раевского, как и всюду в день Бородина, сражались с отчаянной храбростью, с полным самозабвением и презрением к смерти. Раненые не уходили из строя. Почти все защитники батареи были убиты. Французы захватили лишь разрушенные укрепления и разбитые пушки.
Школьная реформа
Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному
определению известного педагога В.А. Сухомлинского, средняя школа "вместо того, чтобы быть единой и разнообразно ...
Лихачев Дмитрий
Сергеевич
Лихачев Дмитрий Сергеевич (15.11.1906 - 30.10.1999 )
Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1970), Герой Социалистического Труда (1986). В 1928-32 был репрессирован, узник Соловецких лагерей. Фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве», литературы и культуры Др. Руси, проб ...
Погребальный обряд
Погребальный культ принадлежит к древнейшим формам религии. Несмотря на то, что способы обращения с умершим зависели, как правило, от возраста, пола и особенно от его общественного положения, половецкий погребальный обряд отличается вполне определенными чертами, позволяющими говорить о связанных с погребальным ритуалом верованиях. Он ха ...