Исторические материалы » Реформы в России в ХVI веке » Судебник 1550 г. и реформы управления

Судебник 1550 г. и реформы управления
Страница 1

На первом Земском соборе Иван IV принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника, который был принят в 1550 году. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного.

В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда.

В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.

Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника - обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников.[14]

Издание Судебника 1550 года было актом огромного политического значения.

Судебник 1550г объявлял закон единственным источником права. Впервые был определен порядок издания и опубликования законов. В нем прослеживается стремление оградить народ от произвола местных властей и судей, а также примечательное для того времени разделение властей, т.е. двоевластие и двоесудие: дела могут быть государственные и земские. Так поход на Казань- земское дело, а женитьба царя - государское. Служба может быть государева (охрана), а может быть и земская.

Государственное правосудие и управление сосредотачивались в Москве, где существовали чети и приказы к которым приписаны были русские земли. В них судили бояре и окольничьи, дьяки вели дела, а у последних были подъячие. Приказы заменили действовавшие ранее Дворец, ведавший землей, и Казну, являвшуюся финансовым центром.

В областях судебное и административное деление осуществлялось на города и волости. Города (посады) имели особое управление, и посадские ремесленники отличались от волостных. Волость представляла собой несколько земледельческих сел. Город с волостями составлял уезд, который делился на станы в полицейском отношении. Уезд заменил землю. В городах заправляли наместники, в волостях волостели, которые могли судить подобно боярам в своих вотчинах, хотя и не везде. Они состояли на кормлении, где суд был доходной статьей. Где они не могли управлять, туда посылали доверенных. На судах наместников присутствовали дьяки и приставы.

Наряду с этим государственным судебным механизмом существовал выборный народный. Его представителями в городах были приказчики и дворские, а в волостях старосты и целовальники. Старосты были 2-х типов : выборные полицейские и выборные судебные. Общество было поделено на сотни и десятки и выбирало себе старост, сотских и десятских. Они занимались раздачей повинностей и вели перепись населения. Старосты и целовальники, которые должны были присутствовать на судах наместников и волостелей, выбирались волостями и городами без дворского. У наместников и волостелей были свои дьяки, у старост земские дьяки, занимавшиеся письмоводством, а у них земские подьячие. Важные уголовные дела (о разбое) передавались губным старостам, избранным уездом из детей боярских. В некоторых уездах было даже 2 губных старосты из-за разгула разбоя, и их суду равно подчинялись все. Народ тем самым ограждался от произвола местных, и в случае жалоб на наместников или волостелей те подвергались суду. [15]

В судебнике планировалось постепенно устранить земство от суда наместников и волостелей, в также заменить отдачу им городов и волостей в кормление.

Уставные грамоты того времени доканчивали дело Судебника и давали перевес в суде выборному началу. Если прежде наместники и волостели судили произвольно, то при Иване IV появляется ряд грамот в которых обязанности волостелей определяются иначе, как и их доходы, а в 1551г., согласно Судебнику, волостелям запрещалось судить без присутствия старосты и целовальников.

Выборное право суда развивало общественное движение, т.е. сходбища, на которые присылали своих представителей все сословия, а председателем на сходбищах был губной староста. Каждый мог и должен был высказаться, указывая на “лихих людей” и предлагая меры.

Страницы: 1 2

Князь и господское хозяйство
С 70-х годов Киевские князья сохраняли политическое единство государства, это определялось их политическим талантом. Князья подчинялись власти на основе сюзеренитета – вассалитета. Князь являлся главой административного, судебного, военного управления в своих княжествах. Местные органы самоуправления не ограничивали власть князя. Кажды ...

Древние раскопки Волжской Булгарии
Здесь, на высокой горе, горел костер около шести веков тому назад – об этом свидетельствуют сохранившиеся тут же монеты начала XV века. Монеты серебряные, однако они сильно потускнели, покрылись зеленым налетом, на некоторых даже заметны не догоревшие волокна какой-то материи, вероятно, от кошелька, по какой-то причине попавшего в огонь ...

Общенациональный кризис – причина Октябрьской революции
Основной особенностью исторического развития России весной-осенью 1917 г. было нарастание общенационального кризиса. Он проявился в обострении экономического кризиса, локаутах промышленников, росте стачечного движения, погромах в деревне, волнениях в армии, усилении национального и регионального сепаратизма. Экономическое положение Рос ...