Исторические материалы » Общественный строй казахов в XVI–в начале XVIII веков » Политико-правовые нормы Казахского государства. Внутренняя политика казахских ханов в XVI – XVII веках

Политико-правовые нормы Казахского государства. Внутренняя политика казахских ханов в XVI – XVII веках
Страница 1

Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права адат (әдет). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане (1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий - судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (ереже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие ереже становились источниками права.

Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.

Узбекское ханство в Казахстане достигло наибольшего могущества при Абулхаир-хане (1428–1468). Но многие племена и их вожди были недовольны ростом налогового гнета и повинностей. Главы ряда уделов – султаны Жанибек, Керей и др. – создали оппозиционную коалицию племен и откочевали в Семиречье, в долины р. Чу и Талас, где в 1465 образовали отдельное ханство во главе с Кереем. Отколовшиеся племена называли «казахами», т.е. «свободными».

Узбекское ханство после смерти Абулхайра распалось на уделы, затем объединилось вновь под главенством Мухаммеда Шейбани-хана, а в 1498–1500 возглавляемые им племена переселились в Мавераннахр, на территорию современного Узбекистана. Освободившиеся районы в низовье Сырдарьи заняли казахи. В 1511 казахские племена объединил хан Касым (1511–1523), который и считается создателем первого настоящего Казахского государства. Численность населения новой страны достигала 1 млн. человек. Касым воевал с узбекскими наследниками Шейбани-хана за Ташкент, после его смерти в стране начались усобицы между ханами. Многие племена откочевали из-под власти хана Тагира (1523–1533). Сын Касыма, Хакк-Назар (1538–1580) восстановил единство, успешно воевал с Ногайской ордой на востоке, но в 1560-х потерпел поражение от правителя Моголистана, после чего утратил власть над Семиречьем. В середине 16 в. к Казахскому ханству после распада Ногайской орды, Сибирского ханства и Моголистана примкнули некоторые новые племена. Тевеккель (1586–1598) продолжал воевать за Ташкент с Шейбанидами, и Есим (1598–1628) заключил с Бухарой мирный договор, по которому признавалась власть казахского хана над Ташкентом.

Казахское ханство оказалось рыхлым образованием, и уже при правлении Хакк-Назара в нем выделились три отдельные орды со своими районами кочевок. Общеказахские ханы существовали до 1716, когда умер последний правитель Тауке-хан, успевший составить свод норм обычного права «Жеты-Жаргы».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Пути объединения Российского государства
План. I. Социально-экономические предпосылки складывание централизованного государства. II. Пути объединения Российского государства. 1. Объединение земель вокруг Москвы. 2. Различные точки зрения о причинах возвышения Москвы. 3. Политика первых русских князей, направленная на собирание земель вокруг Москвы. III. Усиление политичес ...

Теория цивилизации Вико. Идея круговорота
Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших времен до эпохи заката Рима и вновь от «нового варварства» темных веков к эпохе Просвещения. Представление о непрерывном развитии ...

Культура восточных славян
О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей. До наших дней дошло очень не ...