Исторические материалы » Политическая история Румынии в 1989-2010 гг. » Румыния на рубеже XX–XXI веков: основные тенденции политической истории

Румыния на рубеже XX–XXI веков: основные тенденции политической истории
Страница 1

В предыдущем изложении мы ознакомились с событиями, которые во многом стали знаковыми для истории Румынии конца XX века. В настоящей главе мы изучим основные последствия этих событий и тенденций[4].

В мае 1990 года проходят свободные президентские выборы Президента Румынии. Обстановка их проведения была достаточно напряженной – еще свежи были воспоминания о событиях декабря 1989 года. Кроме того отмена однопартийной системы вызвала к жизни огромное число политических партий и движений самого различного тола – ультра правовой до ультра левой направленности. Число только зарегистрированных партий к маю 1990 года достигло 88.

Доминирующее положение, однако, занимал уже упоминаемый нами Фронт Национального спасения, во главе с Ионом Иленеску – политиком, одно время считавшимся другом Антонеску, в то ж время бывший оппонентом последнего.

И. Иленеску был самым авторитетным политиком страны, и победа его на выборах была фактически предрешена. В то же время о накале политической напряженности Румынии того времени свидетельствуют, например, проводившиеся с 22 апреля по 13 июня 1990 г. в центре Бухареста беспрерывные антикоммунистические митинги и акции протеста, направленные против Фронта национального спасения, правительства и лично Иленеску.

Отметим, в скобках, что Фронт Национального спасения в основном был укомплектован функционерами коммунистической партии Румынии.

Фронт национального спасения и И. Иленеску, подтвердив свои полномочия на Президентских выборах, начинают широкомасштабные экономические реформы, основная направленность и цель которых – переход к рыночной экономике и интеграция Румынии в Европейское сообщество.

Первые хозяйственные декреты преследовали ясную цель – ликвидировать наиболее одиозные проявления экономической политики Чаушеску.

Реорганизация торговли, прекращение экспорта продовольственных товаров и ограничение вывоза нефтепродуктов были призваны содействовать удовлетворению насущных потребностей населения. В сельском хозяйстве были приостановлены планы «систематизации», отменены ограничения цен на крестьянском рынке.

Для обеспечения законности новых экономических отношений был принят специальный законодательный акт по предпринимательству. Декрет – закон Румынии «Об экономической деятельности на основе свободной инициативы» (июнь 1990 года) был призван создать исходный импульс для развития и поддержки предпринимательства, устранить существующие в законодательстве ограничения в предпринимательской деятельности, которая в ряде случаев рассматривалась как уголовное преступление. Этим законом был дан мощный толчок развитию мелкого бизнеса в стране.

В то же время 1991–1993 годы для страны были очень тяжелыми – экономический кризис, вызванный реформами, социальные проблемы, обострившиеся на его фоне, многочисленные выступления разнообразных политических партий – все это делало ситуацию в стране весьма взрывоопасной. По стране прокатились многочисленные забастовки, которые, во многом, еще более дестабилизировали ситуацию, так как разрушали инфраструктуру страны.

Проблемы были и во внешней политике. Правительство Румынии потребовало у Российской Федерации возврата золотого запаса страны, который был вывезен еще в годы первой мировой войны в Российскую империю. Это способствовало «похолоданию» отношений между государствами.

Обострялись также отношения с Венгрией – страной, с которой Румыния имела территориальные споры. Отметим также, что Румыния участвовала (негласно, в качестве «третьей стороны») в Приднестровском конфликте в Молдавии.

Во внешней политике Румынии обозначился также курс на, также недавно обретшую независимость Молдавию, которая напомним, до 1940 года входила в большей совей части в территорию Румынии. Эта интеграция, по оценкам многих специалистов велась с прицелом на политическое объединение двух стран, что например, было неприемлемо для Приднестровья.

Нестабильность во внутренней и внешней политике Румынии продолжалась до середины 90-х годов, когда, постепенно, начали действовать экономические меры правительства Президента И. Иленеску и Румыния начинает занимать свое нынешнее (отметим, правда, что весьма ограниченное) место в мировой политике и экономике.

Страницы: 1 2

Вопросы обороноспособности и внешней политики
Петр Аркадьевич Столыпин видел основу не только экономического, но и военного могущества России в мощной и эффективной экономике. Укрепление обороноспособности страны было для него важной задачей, т. к. еще были живы воспоминания о Русско-японской войне. Управление Вооруженными силами было сосредоточено в руках председателя Совета госуд ...

Научные знания
Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Особое значение для отечественной науки имело открытие Академии наук в Петербурге. (1725 г.) и университета в Москве (1755 г.), где учились сотни выходцев из Украины. Постепенно освобождалась от религиозных пут медицина. Появились первые учебники, где изл ...

Генетические истоки княжеской власти в индоевропейский период
В начале первой главы, Свердлов разделяет историков, изучающих средневековую Русь на два типа: те, кто ведут свое исследование путем отслеживания фактов и процессов, информация о которых содержится в письменных источниках (начинают историю Руси с 862 года – призвание варягов) и те, кто прослеживает генетические процессы становления Руси ...