Исторические материалы » Историография о Гражданской войне в Испании » Современная английская и немецкая историография

Современная английская и немецкая историография

Из за отсутствия в Германии и Англии какой либо литературы долгое время доминировала единственная точка зрения на проблему, ориентированная на мемуары воинов-интернационалистов и воспоминания лидеров республиканского правительства, например Мануэля Асаньи. Лишь на современном этапе, начиная с 90-х гг. увеличиваться интерес к Ф. Франко. Этому послужило перевод на национальные языки (английский, немецкий) франской и постфранской испанской литературы.

Среди многих современных зарубежных историков особенно следует отметить двух историков, изучавшие деятельность Ф. Франко – немецкого историка Хельмута Гюнтера Дамса и английского Пола Престона.

Г. Дамсон и П. Престон по-разному оценивают режим Ф. Франко. Г. Дамсон склоняеться к мнению что Ф. Франко все таки был либеральным диктатором, тогда как П. Престон считает Франко консервативным реформатором. Кроме того эти биографии разнятся не только концептуально: исследование Пола Престона опирается на широкий корпус источников и внушительную библиографию, да и сам автор - признанный авторитет в мировой испанистике, а работа Х.Г. Дамса рассчитана, что называется, на широкий круг читателей.

Современник П. Престон является автором серии статей и монографий, посвященных не только изучением режима Ф. Франко, но и изучением в целом проблем испанской истории XX века, в том числе и Гражданской войны 1936-1939 гг. Его главная монография "Франко. Каудильо Испании" (1994 г.) является в настоящее время одной из наиболее основательных работ по данной теме. Автор опирается на мощную источниковую базу и отличается умением глубокого и взвешенного проникновения в суть предмета исследования.

Увенчавшая многолетний труд учёного книга по-своему уникальна: автор не замыкается на жизнеописании конкретного человека, а даёт цельную картину развития Испании, Европы и мира на протяжении многих десятилетий, приводит на страницах своего исследования богатейшую палитру мнений современников одной из самых загадочных личностей XX. Пройдя вместе с автором весь жизненный путь героя, читатель сам сможет ответить на вопрос, какими чертами должен обладать и чего не должен иметь в характере человек, который в цивилизованной стране может, поднявшись на самый верх иерархии власти, подавит всё общество, единолично вершить судьбу целого народа, казнить и миловать по своей прихоти, другими словами, стать тоталитарным правителем.

Престон так оценивает Ф. Франко: “ Фигура испанского диктатора до сих пор оставалась в тени таких деспотов, как Гитлер или Сталин, благодаря которым сделали карьеру целая армия публицистов и историков . Оказавшись во главе антиреспубликанского мятежа в качестве временной, компромиссной фигуры, в равной мере устраивающей противоборствующие группы фашистов и монархистов, Франко смог договориться с Гитлером и Муссолини о предоставлении военной помощи и благодаря штыкам иностранных легионов одержал победу в Гражданской войне 1936-1939 гг.”.

Христианство на Руси до 988 года.
С самого момента своего возникновения на долю русской православной церкви выпало утверждать себя в среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские - языческие традиции. Существование этой, уже устоявшейся веками культуры продолжалось и в дальнейшем, чему способствовали относительная стабильность общинно - патриархальных отношений и св ...

Индонезия в середине XVII — середине XIX вв.
В середине XVII в. наиболее крупным и влиятельным на Яве являлся султанат Матарам, занимавший ее центральную и восточную части. Во главе этого государства находился сусухунан («тот, которому все подчиняются»), стремившийся распространить собственное влияние и на западную часть острова, где в то время располагался султанат Бантам. Его ра ...

Внешнеполитические приоритеты
Становление внешней политики нового китайского государства происходило в сложной международной обстановке, определявшейся, прежде, всего усилением «холодной войны». Еще в конце гражданской войны Мао Цзэдуну пришлось отказаться от внешнеполитической концепции «держаться двух сторон», т.е. не связывать себя ни с одной из двух противоборст ...