Введение

Культ правителя эпохи эллинизма является одним из наиболее примечательных феноменов античной идеологии. Культ правителя эпохи эллинизма заложил фундамент государственного царского культа в эллинистических монархиях ІІІ – І вв. до н. э. и явился прообразом для культа римских императоров, который, в свою очередь, существенно повлиял на формы почитания единоличной власти в государствах Средневековья. Поэтому изучение культа правителей выявление его истоков и характера значительно расширить представления об изначальных основах европейской монархической идеологии и традиции почитания власти.

Актуальность изучаемой темы возрастает в связи с тем, что она является частью общей проблематики эллинизма.

Что же касается историографии то, можно сказать, что в советской историографии, как и позже в научной литературе Украины и других стран СНГ, данная проблематика никогда не подвергалась исследованию в достаточно полном объеме. Во многих общих работах, справочниках и учебных пособиях культ эллинистических правителей освещается в духе весьма устаревших концепций, без учета достижений современного антиковедения. Здесь хотелось отметить такие статьи как Кошеленко Г.А. «Греческий полис на эллинистическом Востоке»; Попова А.А. «Коммеморативные (памятные) монеты царя Агафокла, как источник изучения царского культа» а также статью Свенцицкой «Восприятие царя». В зарубежной же историографии не существует единого мнения по большинству спорных вопросов истории культового почитания эллинистических монархов, а многие аспекты темы продолжают оставаться неизученными. Особо хотелось выделить А. Буше-Леклерка - французский ученый который писал в начале 20 века. Его основополагающая книга "История Селевкидов", полное название - Bouche-Leclerq A. Histoire des Seleucides. - Paris: de Boccard, 1912-1913. - V. 1-2. Он впервые уловил разницу между полисным и династическим культом. Также хотелось отметить работу М.А. Ростовцева. В своем труде он пишет про культ предков в системе культа Селевкидов на основании поздних материалом римского времени. Также Э. Бикермана, который также уделил большое внимание проблематике культа монарха. Он впервые разделил полисный и государственный культ, а также выявил сущность династического культа. Здесь будет уместным упомянуть работу бельгийского ученого П. Ван Нуффелна - Van Nuffelen P. Le culte royal de l'empire des Séleucides. Une ré-interprétation // Historia. Где он переинтепретирует идеи Бикермана и других и настаивает на связи между полисным и династическим культом, изменяет также датировки возникновения династического культа.

Таким образом, исследование культа правителей эпохи эллинизма в настоящее время в полной мере сохраняет свою актуальность для антиковедения. Цель данной работы раскрыть роль культа правителя в системе организации эллинистического царства на примере государства Селевкидов. Задачи работы следующие:

1) рассмотреть государственное устройство царства Селевкидов;

2) определить особенности института царской власти в монархии Селевкидов;

3) изучить процесс становления культа правителя в державе Селевкидов;

4) восстановить историю развития и распространения культа Селевкидов;

5) выявить основные формы царского культа Селевкидов;

6) проанализировать организацию культа Селевкидов;

7) определить значение культа правителя для государственной идеологии и политической организации селевкидской монархии.

Для достижения этих целей и задач мы рассмотрим вначале государственное устройство государства Селевкидов, возникновение и основные этапы развития царского культа.

Таким образом, построена и структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1 глава посвящена государственному устройству царства Селевкидов

2 глава посвящена описанию возникновения и этапам развития царского культа.

Водопровод и фонтаны
Как же отмечалось выше в Гезлеве существовала не только кяризная система, но и водопровод из проложенных на земле гончарных труб, исследованный Ю. Гридлингом в 1832-1833 годах и в 1835 году. К его рапорту от 5 октября 1832года приложен план водопровода. ПО наблюдениям Гридлинга, водопровод, состоящий из керамических труб длиной (без вту ...

А была ли такая идеология на Северо - Западном Кавказе?
По мнению М. Блиева мюридизм в более слабой форме, но был. Магомед-Эмин насаждал там шариат. Там в большей степени, нежели на Западном Кавказе, сохранялось влияние язычества, отчасти христианства. Да и сами боевые действия начались позднее, с созданием черкесского государства. А набеговая система существовала аж с XVI века, а к XVIII ве ...

Структура и компетенция государственных органов
Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным механизмом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного р ...