Царский двор
Страница 1

Вокруг монарха группировались придворные. Он был центром этого общества, непременным участником его жизни, обязанным соблюдать принятые там правила приличия: требования этикета распространялись и на царя[13]. О принятом при антиохийском дворе церемониале мы практически ничего не знаем. Обращаясь к царю, его именовали «государь», или, возможно, добавляли еще его собственное имя, например «царь Селевк». Покидая его, применяли приветственную формулу типа «будьте здоровы».

Также сохранились некоторые сведения о церемониале траура. Царь облачался в черное, дворец «закрывался», видимо, прекращались аудиенции и приемы. Траур длился «несколько дней» — вероятно, девять в соответствии с греческим обычаем[14].

Официальной одеждой его, как для всех преемников Александра, была македонская военная форма, подходящая для охоты и войны в Балканских горах, но достаточно стеснительная под палящим сирийским солнцем. Она состояла из сапог, хламиды и широкополой шляпы. На войне шляпу заменяли македонским шлемом.

«Царское одеяние» было из пурпура. Во время войны и в мирное время лоб царя обвивала повязка, то ли стягивавшая волосы, как это видно из изображений на монетах и портретов, то ли окружавшая царскую шляпу. По пурпуру и этой белой диадеме все уже издали опознавали царя.

Говоря о знаках царской власти, не следует забывать кольца с выгравированным на нем якорем — эмблемой династии. Кольцо служило печатью[15].

Царь жил во дворце. Дворец называли по-гречески αυλή (ауле)[16]. Дворцы были не только в Антиохии, но и в других городах: в Сардах, в Селевкии на Тигре, в Сузах, Мопсуесте, в Габахи даже в Гиркании[17].

В походе царь имел свою палатку. Официальным наименованием царской резиденции было, по-видимому, всегда «царский двор».

Что же качается царского дня то, он был заполнен всякого рода делами. Прежде всего, государственными корреспонденциями. Затем следовали аудиенции. Достаточно вспомнить, что, как правило, царь сам принимал всех послов и лично вел переговоры. При этом не только иностранные государства, но еще чаще многочисленные города его собственной державы посылали к царю делегации по любому поводу. Это дает представление о повседневной работе селевкидского государя. Вечера отводились пирам. Селевкиды любили хорошо поесть. Во время пиров царь сидел за одним столом со своими гостями. На этих пирах распределялись подарки, выступали мимы, певицы, куртизанки, философы.

Вокруг царя группировались придворные или как их называли в эллинистический период οι περι την αυλήν (ой пери тен аулен). Среди них можно различить две группы: «дом царя» и «друзья». Интендантство двора, по-видимому, называлось «службой». Оно включало рабов, евнухов и всякого рода челядь, которая повсюду сопровождала царя. Домашняя прислуга, естественно, разделялась по специальностям. Один из персонажей аттической комедии следующим образом определяет свою профессию: «Я был изготовителем соусов (αβυρτάκης) Селевка»[18].

Следует различать собственно домашних слуг, состоявших в основном из рабов, и сановников двора. Из одной делосской надписи мы узнаем, что некий Кратер был последовательно воспитателем наследного принца, главным врачом, камергером царицы[19]. В других текстах упоминаются старшие шталмейстеры, старшие гофмаршалы дворца. Часто встречаются царские врачи.

К «военному дому» царя принадлежали адъютанты и пажи. Адъютанты называются συματοφύλακες, что буквально означает «телохранители». Но их следует отличать от спутников δορύφοροι (букв, «копьеносцы»), в обязанность которых входило эскортировать царя и охранять резиденцию царского двора. При антиохийском дворе трудились скульпторы, художники. Другую группу составляли литераторы. Это были философы, например эпикуреец Филонид, который явился к Антиоху IV в сопровождении целого кортежа «филологов» и сумел остаться в милости и при Деметрии I и при Александре Бале. Цари имели придворных историографов, например Мнесиптолема, приглашали поэтов, например Арата, Эвфориона, назначенного Антиохом III главой библиотеки, Симонида, посвятившего героическую поэму подвигам этого же царя.

Страницы: 1 2

Город Рим. Царская власть в Риме
После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме правили еще 6 царей: Нума Помпиллий, Тулл Гостиллий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Первых трех царей историки считают легендарными, а цари «этрусской династии» являлись реальными историческими деятелями, история воцарения которых до сих пор вызывает споры сред ...

Социокультурное развитие городов России в отечественной историографии. Историки о социокультурном облике горожан
Удельный вес горожан во всем населении оставался относительно невысоким. При этом на протяжении второй половины 60–80х гг. XIX в. происходило даже понижение доли городского населения и только с 90-х гг. отмечается его рост[45]. К концу XIX в., по данным народной переписи 1897 г., в Европейской России городские жители составляли 13% все ...

Равенство общественно-политических сил в Юго-Западной Руси и его следствия
На юго-западе Руси, в Галиции и на Волыни князь и княжеская власть имели общие черты. Боярство и княжеская власть развивались как равные общественно-политические силы. На Волыни и в Галиции продолжалась традиция институтов княжеских тысяцких и воевод. В первой трети XIII в. князья поручали исполнение военных, дипломатических и администр ...