ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, рассматривая идеологические аспекты царской власти в частности царского культа можно сказать, что существовали местные, полисные культы царей, которые не носили общегосударственного характера. Селевкидские цари почитались как боги только в том городе, где они получили соответствующий эпитет (в разных городах они могли иметь разные эпитеты). Обожествление в городах проводилось в награду за благодеяния и военные подвиги. «Двусмысленность» такого культа заключалась в том, что можно было обращаться с мольбою к настоящим богам за «обожествленного царя».
Кроме городских культов царей существовал династический культ, выражавшийся в образовании святилищ, посвященных царям и царицам, в установлении особых жреческих должностей. Подобный культ играл не только политическую роль, утверждая легитимность династии, а также этот культ создавал своего рода объединение людей из македонского окружения царя, людей которые потеряли связь со своими «отеческими богами».
Древние религии были этническими и территориальными. Династические боги создавали для царя и его друзей ту общность, которая в полисах и общинах олицетворялась местным пантеоном. Такой подход к царскому культу, учитывающий социально – психологические особенности древних верований в настоящие время все более распространяется в научной литературе.
Таким образом, проблематика, затронутая в настоящей работе, открывает широкие возможности для дальнейшего исследования. В частности, весьма важным представляется изучение истории царского культа.
Особый интерес в этом отношении вызывает государство Селевкидов, где
наряду с официальным династическим, широкое распространение получил полисный культ царей. Эти культы, по сложившейся в историографии традиции, изучаются независимо друг от друга, хотя есть основания полагать, что они функционировали в рамках единой символической системы. В последние двадцать лет в распоряжение исследователей поступило немало новых надписей, связанных с историей культа Селевкидов, что еще более повышает интерес к данной проблематике.
В целом же, проблематика, связанная с культовым почитанием эллинистических правителей практически неисчерпаема.
[1] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[3] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15
[4] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15
[5] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[6] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17
[7] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17
[8] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[9] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[10] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[11] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 34
[12] Свенцицкая И.С. Восприятие царя и царской власти в эллинистических полисах (по данным эпиграфики) // Государство, политика и идеология в античном мире. – М., 1990. – С. 43-56.
[13] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33
[15] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33
[16] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34
[17] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34
[18] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 37
[19] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[20] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[21] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – С. 65
[22] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 46
[23] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с 69
[24] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.126
[25] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.127
[26] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 67
[27] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.129
Спартиаты («Община равных»)
Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных. То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей.
С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, кот ...
Строев Павел
Михайлович
Строев Павел Михайлович ( 27.7.1796 — 5.1.1876)
Русский историк и археограф, член Петербургской АН (1849). В 1813—1816 учился в Московском университете. В 1814 издал учебную «Краткую Российскую историю в пользу российского юношества», для своего времени весьма удовлетворительный учебник, продержавшийся в обращении до 30-х гг. 19 в. Одно ...
Мужской костюм
Мужской костюм XIX в. значительно отличается от костюмов предшествующих столетий, в первую очередь по своему функциональному назначению. Если раньше мода диктуется двором и подчеркивает праздный образ жизни богатых аристократов, то теперь, после событий Великой французской революции, положение элиты общества занимает крупная буржуазия, ...