ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, рассматривая идеологические аспекты царской власти в частности царского культа можно сказать, что существовали местные, полисные культы царей, которые не носили общегосударственного характера. Селевкидские цари почитались как боги только в том городе, где они получили соответствующий эпитет (в разных городах они могли иметь разные эпитеты). Обожествление в городах проводилось в награду за благодеяния и военные подвиги. «Двусмысленность» такого культа заключалась в том, что можно было обращаться с мольбою к настоящим богам за «обожествленного царя».
Кроме городских культов царей существовал династический культ, выражавшийся в образовании святилищ, посвященных царям и царицам, в установлении особых жреческих должностей. Подобный культ играл не только политическую роль, утверждая легитимность династии, а также этот культ создавал своего рода объединение людей из македонского окружения царя, людей которые потеряли связь со своими «отеческими богами».
Древние религии были этническими и территориальными. Династические боги создавали для царя и его друзей ту общность, которая в полисах и общинах олицетворялась местным пантеоном. Такой подход к царскому культу, учитывающий социально – психологические особенности древних верований в настоящие время все более распространяется в научной литературе.
Таким образом, проблематика, затронутая в настоящей работе, открывает широкие возможности для дальнейшего исследования. В частности, весьма важным представляется изучение истории царского культа.
Особый интерес в этом отношении вызывает государство Селевкидов, где
наряду с официальным династическим, широкое распространение получил полисный культ царей. Эти культы, по сложившейся в историографии традиции, изучаются независимо друг от друга, хотя есть основания полагать, что они функционировали в рамках единой символической системы. В последние двадцать лет в распоряжение исследователей поступило немало новых надписей, связанных с историей культа Селевкидов, что еще более повышает интерес к данной проблематике.
В целом же, проблематика, связанная с культовым почитанием эллинистических правителей практически неисчерпаема.
[1] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[3] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15
[4] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15
[5] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[6] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17
[7] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17
[8] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[9] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[10] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[11] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 34
[12] Свенцицкая И.С. Восприятие царя и царской власти в эллинистических полисах (по данным эпиграфики) // Государство, политика и идеология в античном мире. – М., 1990. – С. 43-56.
[13] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33
[15] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33
[16] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34
[17] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34
[18] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 37
[19] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[20] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[21] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – С. 65
[22] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 46
[23] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с 69
[24] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.126
[25] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.127
[26] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 67
[27] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.129
Начало Первой мировой войны. 1914 год
Главной причиной Первой мировой войны было резкое обострение противоречий между ведущими странами мира вследствие их неравномерного развития. Не менее важной причиной стала гонка вооружений, на поставках которых монополии получали сверхприбыли. Происходила милитаризация экономики и сознания огромных масс людей, росли настроения реванши ...
Причины принятия христианства.
Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась ...
Политико-правовые нормы Казахского государства. Внутренняя
политика казахских ханов в XVI – XVII веках
Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права адат (әдет). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархал ...