ЗаключениеСтраница 1
Таким образом, рассматривая идеологические аспекты царской власти в частности царского культа можно сказать, что существовали местные, полисные культы царей, которые не носили общегосударственного характера. Селевкидские цари почитались как боги только в том городе, где они получили соответствующий эпитет (в разных городах они могли иметь разные эпитеты). Обожествление в городах проводилось в награду за благодеяния и военные подвиги. «Двусмысленность» такого культа заключалась в том, что можно было обращаться с мольбою к настоящим богам за «обожествленного царя».
Кроме городских культов царей существовал династический культ, выражавшийся в образовании святилищ, посвященных царям и царицам, в установлении особых жреческих должностей. Подобный культ играл не только политическую роль, утверждая легитимность династии, а также этот культ создавал своего рода объединение людей из македонского окружения царя, людей которые потеряли связь со своими «отеческими богами».
Древние религии были этническими и территориальными. Династические боги создавали для царя и его друзей ту общность, которая в полисах и общинах олицетворялась местным пантеоном. Такой подход к царскому культу, учитывающий социально – психологические особенности древних верований в настоящие время все более распространяется в научной литературе.
Таким образом, проблематика, затронутая в настоящей работе, открывает широкие возможности для дальнейшего исследования. В частности, весьма важным представляется изучение истории царского культа.
Особый интерес в этом отношении вызывает государство Селевкидов, где
наряду с официальным династическим, широкое распространение получил полисный культ царей. Эти культы, по сложившейся в историографии традиции, изучаются независимо друг от друга, хотя есть основания полагать, что они функционировали в рамках единой символической системы. В последние двадцать лет в распоряжение исследователей поступило немало новых надписей, связанных с историей культа Селевкидов, что еще более повышает интерес к данной проблематике.
В целом же, проблематика, связанная с культовым почитанием эллинистических правителей практически неисчерпаема.
[1] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[3] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15
[4] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15
[5] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[6] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17
[7] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17
[8] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[9] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[10] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[11] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 34
[12] Свенцицкая И.С. Восприятие царя и царской власти в эллинистических полисах (по данным эпиграфики) // Государство, политика и идеология в античном мире. – М., 1990. – С. 43-56.
[13] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. - Харьков, 1914. - с 20
[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33
[15] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33
[16] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34
[17] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34
[18] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 37
[19] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[20] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис
[21] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – С. 65
[22] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 46
[23] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с 69
[24] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.126
[25] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.127
[26] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 67
[27] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.129
Спор Севира с Иоанном Грамматиком
Одно из важнейших произведений Севира Антиохийского, трактат «Против нечестивого Грамматика» (написан в период с 518 по 538 гг.) посвящено полемике с халкидонитским автором Иоанном Грамматиком Кесарийским. Об этом авторе и его произведении мы знаем только то, что сообщает Севир в ходе полемики. Полный текст трактата сохранился в перевод ...
Возникновение и основные этапы развития царского культа. Зарождение
царского культа при Селевке Никаторе
Селевк, сын Антиоха и Лаодики, македонянин из маленького местечка Эвропос.
В отличие от Кассандра и Лисимаха, Селевк вплоть до 301 г. до н.э., управлял территориями, удаленными от Эллады на тысячи километров – верхними сатрапиями Азии. В подчинении у этого диадоха не было старых греческих полисов, и ему не приходилось заботиться о стат ...
Монголо-татарское иго на Руси и его влияние на социально-экономическое, политическое
и культурное развитие страны. Образование монгольской
империи.
I. Начало XII в. явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному монгольскому завоеванию, имевшему последствия всемирно-исторического значения. Что касается Руси, это событие коренным образом повлияло на ход русской истории. ...