Военная реформа.

В XVI в. вооруженные силы Руси также требовали реформирования. Наряду с ополчением старой феодальной знати стало формироваться дворянское поместное ополчение, состоявшее из служилых людей, получавших земли под условием службы. В 1557 г. было принято Уложение о службе, определившее обязанности дворян по военной службе. Дворяне служили, как правило, в коннице. Они являлись на службу «конны, оружны и людны», причем число приводимых людей должно было соответствовать размеру поместного оклада. Дворянские полки представляли собой надежную опору власти и являлись важным инструментом политического господства.[10]

Помимо дворянских ополчений было создано постоянное стрелецкое войско из людей «по прибору» по найму. Стрельцы поселялись в специальных слободках, жили семьями, получали жалование и, в свободное от службы, мирное время занимались промыслами, торговлей, огородничеством.

Большое влияние стали уделять пограничной службе. На воевод, посылаемых в окраинные местности, возлагались функции по организации охраны границ, создание крепостей, «засек», острожек. В их подчинении были специальные должностные лица и вооруженные части. В XVII в. были созданы драгунские полки из крестьян некоторых пограничных уездов. Использовалось для охраны границ и казачество южных и восточных районов России.[11]

Создание громоздкого чиновничье-бюрократического аппарата, реорганизация вооруженных сил требовали увеличения налогового бремени, следовательно, реформы системы финансов.

В середине XVI в. была проведена финансовая реформа, приведшая к сосредоточению всей денежной системы в руках государства. По пути установления единой финансовой системы шла государственная податная политика: были установлены единые критерии обложения, проведена опись земельных угодий, установились единые прямые и косвенные налоги.[12]

В 80-90-х годах XVI в. правительство провело повсеместное описание земель. Составленные писцовые книги определяли число окладных единиц (так называемых «сох»). В «соху» входило различное количество земли в зависимости от ее качества. Писцовые книги служили актами крепостной зависимости крестьян определенному помещику. В качестве прямых налогов взимались так называемые стрелецкий «корм», «кормленный откуп», «пищальное» (на приобретение оружия), «полоняничные» (на выкуп пленных), ямские деньги.[13]

Происходит юридическое оформление сословий, их обязанностей и привилегий. Правящий класс делится на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян. Экономическая база бояр вотчинное землевладение, дворян – поместное. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы. Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном размере, более интенсивно эксплуатировали проживающих на них крестьян, поэтому отход крестьян происходил чаще из поместий в вотчины. Между вотчинниками и помещиками шла постоянная борьба за рабочие руки. В середине XVI в. правительство сделало первую попытку юридически уравнять вотчину с поместьем. Был установлен единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий, независимо от их вида, хозяева обязывались выставлять одинаковое количество вооруженных и экипированных людей. Принцип служебности постепенно распространяется на оба феодальных сословия – боярство и дворянство. Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместий на вотчины, на наследование поместий. Объединение феодального сословия закрепляет его привилегии: монопольное право владеть землей, населенной крестьянами, освобождение от повинностей.[14]

Историческое значение Земской реформы
Логическим завершением земской реформы должен был стать общероссийский орган народного представительства. Но этого не произошло. Земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. Не было органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 году Санкт-Петербургское губернское земское собрание поста ...

Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией
К началу войны потребительская кооперация имела определенные товарные запасы и денежные средства, что давало возможность пережить трудности переходного периода перестройки работы на военный лад. В условиях обострения продовольственной проблемы руководство потребсоюзов приняло решение о мероприятиях по экономии расходов хлеба. Была пров ...

Внешняя политика Русского государства при Иване IV. Внешняя политика России на востоке.
Укрепляя государственную власть, Иван IV одновременно решал крупные внешнеполитические задачи, стоящие перед Русским государством. Упрочение государства в результате реформ середины 50-х гг. позволило правительству Ивана IV решить так называемый «казанский» вопрос. Казанские ханы – ставленники крымского хана – совершали набеги на Россию ...