Перемены в развитии хозяйства
По сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим феодальному строю присущи новые формы хозяйствования и совершенствование орудий труда. Хозяйство осталось натуральным. В основной его отрасли на Руси - земледелии широко использовались рала с узкими лезвиями, сохи, деревянные бороны, заступы, мотыги, серпы, косы, бесколесные, а иногда и тяжелые колесные плуги с отвалами. Рабочие части их изготовляли из железа. В то время применялись подсечная (лесные районы) и перелоговая (степь и лесостепь) системы земледелия, совершенствовалась обработка земли. Как и ранее, крестьяне-смерды сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, ячмень, овес и другие культуры. Но урожаи стали более высокими. Серп и коса были основными орудиями труда крестьян в страдное время. Обмолачивали зерно деревянными цепами. Мололи уже не только ручными каменными жерновами - появились несложные ветряные и водяные мельницы.
Наряду с земледелием на Руси развивалось скотоводство: на лугах и в степях выпасались стада коров, табуны лошадей, отары овец и коз. В зимнее время скот содержали в хлевах и загонах, кормили заготовленным летом сеном. Люди разводили также свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток). Это требовало больших затрат труда. Не потеряли своего значения и промыслы, особенно охота, рыбная ловля и бортничество, дававшие дополнительные прибыли.
Заметных успехов достигли ремесла. Железо выплавляли из болотной руды в дойницах - сыродутных горнах. В кузнечных мастерских - кузницах его перековывали, закаляли, обтачивали, полировали. Древнерусские кузнецы изготовляли около 150 видов железных изделий. Славились их мечи. Развивались гончарство и гутничество (стекольное производство), обработка дерева. Из дерева строили жилища, культовые сооружения (капища) и укрепления, делали телеги, сани, челны, мебель и другие предметы домашнего обихода. Дальнейшее распространение получили прядение конопли и шерсти, ткачество, ювелирное дело и другие ремесла. Изделия русских людей были известны далеко за пределами Руси.
Вследствие постепенного отделения ремесла от земледелия, расширения производства и закрепления, определенных его видов за отдельными районами, оживился торговый обмен. Торговля способствовала экономическому объединению страны, занимавшей большую территорию Восточной Европы. Киевская Русь вела активную торговлю с зарубежными странами (Скандинавии, Балканского полуострова, Средней и Западной Европы, Ближнего Востока и Азии, Византией). Через всю Киевскую Русь с севера на юг проходил известный на весь мир торговый путь по Днепру "из варяг в греки", который соединял ее со Скандинавией и Византией. На иноземных рынках русские купцы продавали ремесленные изделия, меха, мед, воск, кожи и др. А на местных рынках продавались товары из других стран: изделия из золота, дорогие ткани, вино, посуда, оружие, медь, свинец. Наряду с купцами торговлей занимались княжеские и боярские слуги, крестьяне и городские жители.
Административными, оборонными, ремесленными, торговыми и культурными центрами Киевской Руси являлись города, которых насчитывалось не менее 80. На Среднем Поднепровье славились города Киев, Чернигов, Переяслав, Любеч, Вышгород, Канев, Корсунь, Житомир, Коростень (Искоростень), Радомышль и др. Среди городского населения увеличивалось количество ремесленников, насчитывавших около 60 специальностей. Ремесленники объединялись в общины для взаимопомощи в производстве и сбыте товаров. В средние века такие объединения в странах Западной Европы назывались цехами. Общины ремесленников противостояли князьям и боярам, посягавшим на их права, а также экономически крепнущей церкви.
Халкидонский собор
Узнав о катастрофе на Востоке, папа Лев уже через месяц созвал в Риме Собор, осудивший эфесское сборище, как "разбойничье". Также папа направил императору Феодосию письма с требованием созыва нового Вселенского Собора. Все низложенные Диоскором обратились к папе Льву, как своему последнему защитнику.
В то самое время (в июле ...
Предпосылки к возникновению и история развития монофизитства
Основной темой христологических споров 5 – 6 вв. было не само по себе наличие во Христе двух природ, но то, как они соединяются: как именно вторая божественная ипостась — Логос — соединяется с человеческой душой и телом Иисуса. Опасность нес любой односторонний подход, независимо от того, какая из двух природ Христа преувеличивалась — б ...
Развитие независимого сербского государства в 1878–1914 гг. Правление
Обреновичей
Внешнеполитическая обстановка после Берлинского конгресса означала для Сербии вынужденный отказ от активной борьбы за создание объединенного югославянского государства.
Развитие экономики Сербии проходило в обстановке ожесточенной политической борьбы. Сербская монархия, нуждаясь в экономической поддержке со стороны Австро-Венгрии, в 18 ...