Исторические материалы » Роль Иоанна III в истории России » Значение женитьбы Иоанна III на византийской принцессе Софии

Значение женитьбы Иоанна III на византийской принцессе Софии

Вскоре после вступления на престол Иван Васильевич (великий князь Иоанн III, 1462-1505гг.), сын великого князя Василия Васильевича, умершего на сорок седьмом году жизни и предоставившему великокняжеский титул старшему сыну, равно как и треть доходов Москвы (остальным сыновьям он дал уделы), овдовел и через пять лет женился на греческой царевне Софии Палеолог. Брак этот был ему предложен папою, у которого отец царевны, Фома Палеолог, умер в Риме, оставив под покровительством папы двух сыновей и свою дочь Софию. Предлагая этот брак Ивану Васильевичу, папа рассчитывал достичь через него двух целей: во-первых, подчинить себе нашу церковь, потому что он считал Софию склонною к латинству и надеялся, что она сумеет убедить Ивана Васильевича принять постановления Флорентийского собора; во-вторых, вооружить Ивана Васильевича против турок для освобождения Греции от их ига. Папа ошибся в своих расчетах, хотя предложение его о браке было охотно принято.

Великая княгиня София с самого начала высказала себя ревностною блюстительницей православной веры. Брак великого князя с Софией имел важные последствия для Москвы. Во-первых, он открыл к нам доступ европейскому образованию: многие греки и итальянцы, приехавшие с царевной, были полезны нам своими знаниями, а за ними стали приезжать и другие иноземцы. Кроме того, греки привезли с собою много церковных книг, спасенных от турок. Во-вторых, брак этот произвел совершенный переворот в обычаях великокняжеского двора.

До этих пор великие князья московские хотя и были сильнее других князей и считались старейшими между ними, но тем не менее, по обычаю, держали себя с другими князьями как с равными. Даже бояре-дружинники, служа великому князю, пользовались некоторой независимостью и могли отъехать от него к другому князю. Эти патриархальные отношения совершенно изменились со времени вступления Ивана Васильевича в брак с Софиею. Признав герб Византии, двуглавого орла, великий князь перенял и обычаи византийских (греческих) императоров. От стал держать себя гордо, требовал беспрекословного повиновения и строго наказывал за ослушание. Старые права княжеские и боярские постепенно были им уничтожены, и пред ним должны были преклоняться потомки Рюрика и Гедимина наравне со всеми остальными подданными.

Гордость Софии не могла мириться с зависимостью Москвы от Орды, и она побуждала великого князя к свержению ига. Пока платилась еще дань, София уговорила великого князя не выходить навстречу татарским послам, как это делалось прежде, потому что это было унизительно для его достоинства. Князья выходили пешком и преклоняли колена перед изображением хана, или басмою, которую послы привозили с собою. Татары имели в Кремле свой особый дом, где послы останавливались по своем приезде и где постоянно жили татарские чиновники и купцы, наблюдавшие оттуда за всеми действиями великих князей и доносившие обо всем хану. Чтобы избавиться от этих шпионов, София придумала следующую меру: она послала дары к жене Ахмата и написала ей. Что имела видение, которым ей повелевалось построить храм на месте Ордынского подворья, вследствие чего она просит ханшу уступить ей это место и взамен его готова дать ей другое. Ханша согласилась, подворье было сломано, и на его месте была построена деревянная церковь. С этих пор татар уже не допускали жить в Кремле.

Таким образом, отец великого князя Иоанна III Василий Васильевич, был последним из московских великих князей, который ездил в Орду за получением ханского ярлыка на великое княжение, и первым, который имел у себя на службе татарских царевичей.

Иоанн III первый занялся украшением Москвы. Прежде всего он начал строить соборный храм Успения, так как прежний, построенный Калитою, пришел в ветхость.

Византия и Греция
В начале XI в. благодаря великим победам Василия II древнегреческие земли оказались сравнительно в более благоприятном положении. Славянская и византийская колонизация принесла свои плоды, и Эллада, как Пелопоннес, могла развиваться на пути к дальнейшему благосостоянию под охраной усилившейся государственной власти. Земли сельские стали ...

Начало большого восстания.
Летом 1850 г. Хун Сюцюань призвал своих сторонников со­браться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. На призыв от­кликнулись примерно 20—30 тыс. человек — мужчины, женщи­ны, дети. Многие, продав все имущество, приходили к тайпинам целыми семьями и даже кланами. Уже на ранней ...

Историки о роли городского самоуправления
Местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие корни. В древнем Новгороде Киевской Руси существовал институт вече. Причем специфика Новгорода в период полного развития республиканских институтов заключается не в том, что там часто собиралось вече, а в том, «что сложилась система избираемых и сменяемых по воле веча должностных лиц, ...