Введение
Страница 1

Автор в начале своего введения пишет о том, что в результате произошедших в стране общественно-политических изменений в российской исторической науке 90-х гг. ХХ – начала ХХI столетия происходит отказ от прежних идеологий и замена их новыми. Свердлов описывает многообразие подходов и идей и причины их возникновения. Автор считает, что при таком многообразии сохраняется объективность исторического исследования, а это, как раз, имеет прямое отношение к анализу проблемы «князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.».

Свердлов считает, что на историю как науку воздействовали гуманитарные дисциплины – филология, лингвистика, этнография, социология и отсюда мы можем сделать вывод, что проблема изучения князя как общественно-политического института и содержания княжеской власти в начальный период русской истории приобретает особое значение.

Автор пишет о взглядах российских историков ХVIII – первой трети ХIХ в. на происхождение княжеской власти. Далее Свердлов отмечает, что в период николаевского царствования, происходило отрицание общих путей исторического развития средневековой Руси и стран Западной Европы т. к. сохранялось отставание России, низкий уровень развития капиталистических отношений в промышленности и значительные пережитки крепостничества в сельском хозяйстве. Общественная мысль разделилась на два течения – славянофильство и западничество, которые были противопоставлены по своим идеям исторического развития.

В таких условиях определяющего 50 – 60-летнего правительственного и идеологизированного противопоставления исторических путей развития России и стран Западной Европы проблема «князь и княжеская власть» в домонгольской Руси решалась по-разному. Автор описывает официозную концепцию (где князь являлся источником власти, защитником и судьей народа) и взгляды И.Д. Беляева на эту проблему (Беляев считал, что власть княжеская была равна независимой власти земщины и народного веча). Автор приводит вывод Беляева, что Русская земля представляла собой союз общин и княжеская власть «продолжала лежать как бы на поверхности Русского общества и не проникала вглубь» [Беляев И.1861. Рассказы из русской истории. Кн. 1. М.С. 51–52, 99, 129–130, 206].

Далее автор приводит теорию С.М. Соловьева, отличную от теории Беляева. Князь должен «княжить и владеть»; «он думал о строе земском, о ратях, об уставе земском»; он был вождем на войне и судьей в мирное время, наказывал преступников; он был источников новых норм и «уставов». Князь собирает дань и распоряжается ею. Княжеский род был верховным собственником земли, отношения между князьями регулировались началом родового старшинства. [Соловьев С.М. 1959. Кн. I. История России с древнейших времен. Кн. 1. (Тома 1–2). М.С. 222 – 223, 343 – 349; первое издание в 1851 г.]

Свердлов подробно останавливается на идеях В.И. Сергеевича, М.Ф. Владимирского-Буданова, М.А. Дьяконова, В.О. Ключевского, Н.П. Павлова-Сильванского, А.Е. Преснякова, К. Маркса, В.И. Ленина, Ф. Энгельса, Б.Д. Грекова, М.Н. Тихомирова, А.И. Неусыхина, Б.А. Рыбакова, А.А. Зимина, И.Я. Фроянова, которые характеризуют общественно-политический строй (описывают главные черты феодального социально-политического строя), место в нем князя и функций княжеской власти.

Автор считает, что необходимо анализировать весь комплекс исторических фактов. Опыт своего анализа Свердлов описывает далее. В начале он следовал давно сформулированному Г.В.Ф. Гегелем принципу и при таком подходе он выяснил, что «каждое из предшествующих научных направлений открывало и изучало свою определенную часть исторической действительности». [Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Спб. 2003. С. 29]

Свердлов пришел к выводу, что общественный строй восточных славян закономерно развился в VI–X вв. от племенного строя к феодальному на основе кормлений (феодов), которые являлись материальным обеспечением дружинников за службу; формировались разные категории зависимых людей. Этот путь свойственен всем славянским государствам, включая многоэтничную Русь. [результаты этих исследований обобщены в работах: Свердлов М.Б. 1983. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.; Свердлов М.Б. 1997. Становление феодализма в славянских странах. Спб.]

Ниже автор описывает исследовательские подходы А.А. Горского, Е.А. Мельниковой, Н.Ф. Котляр, А.П. Толочко, которые предлагали свое решение проблемы «князя и княжеской власти». Далее Свердлов останавливается на идеях С. Франклина и Д. Шепарда, которые рассматривали историю Руси как историю княжеского рода. Также он описывает подходы историков средневековья и приводит выводы медиевиста нашего времени Жака Ле Гоффа.

Страницы: 1 2

Промысловая кооперация на потребительском рынке Алтайского края
Великая отечественная война 1941-1945 года нанесла колоссальный ущерб всему народному хозяйству Советского Союза. Наряду с крупной государственной промышленностью и сельским хозяйством огромные потери понесла и система промысловой кооперации. В годы Великой Отечественной Войны Алтайский край переживают быструю структурную перестройку э ...

Источники.
О биографии Аристофана, как и любого древнего писателя, известно немного. С уверенностью можно лишь сказать, что он был сыном афинянина Филиппа из дема Кидафеней, человека состоятельного, судя по тому, что Аристофан получил хорошее по тогдашнему времени образование. Вероятно, Аристофан нес военную службу, как все граждане. Предполагают, ...

14 декабря 1825 г.
События вынудили декабристов выступить раньше тех сроков, которые были ими определены. Все резко изменилось поздней осенью 1825г. В ноябре 1825г. неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но, женатый на простой дворянке, особе не цар ...