Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг.Страница 1
Так называемая «цепная реакция» была комплексом реформ, связанных тесной логикой причинно-следственных связей, однако весь этот комплекс коренился в назревших предпосылках буржуазного развития общества.[22] «Прежняя система отжила свой век»,[23] — таков был приговор одного из ее идеологов, М. П. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I. «Поколение, которое воспитывалось под влиянием реформ Александра II, до боли чувствовало настоятельность разрешения этой задачи»,[24] - писал В. О. Ключевский.
Одна цепляла за другую и, по сути, каждая последующая реформа имела своей предпосылкой предыдущую.
Крестьянская реформа была принята. Крепостное право пало. Переворот в социально-экономических отношениях был предрешен. Такой исторический акт повлек за собой множество преобразований в различных сферах жизни.
С упразднением вотчинной власти дворянства не мог остаться прежним строй местного управления. Как замечал В. О. Ключевский, «… прямым и ближайшим последствием реформы 19 февраля было призвание всех теперь уравненных классов общества к участию в управлении. На этом основании построены земские учреждения 1 января 1864 г».[25]
Еще в 1857 г. в Министерстве внутренних дел исподволь началась работа над проектом земской реформы, возложенная на нового чиновника особых поручений М. Е. Салтыкова-Щедрина. Комиссия Н. А. Милютина, созданная при Министерстве, разработала основные положения земской реформы, принятой, однако, только в 1864 г. Эта комиссия была тесно связана с Редакционными комиссиями, и учреждались они одновременно.
Вот главные черты этого закона. Все классы местного общества призывались совокупно содействовать правительству в ведении местных хозяйственных дел. Эта задача возложена была на земские учреждения. Ведомства этих учреждений: хозяйство губерний либо уезда с делами, которые имели тесное соприкосновение с хозяйством, например учреждения благотворительные, учебные, гигиенические и т. п. Земские учреждения состоят из двух слоев: из уездных и губернских. Уездные земские учреждения – это уездное земское собрание и уездная земская управа.[26]
Земская реформа вводила начала всесословного, выборного представительства в масштабах уезда и губернии. И хотя дворянство играло в земстве ведущую роль, а в губернских земствах являлось и абсолютно подавляющим большинством, тем не менее крестьянство впервые получило место во всесословных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами (о медицине, статистике, ветеринарии, начальном образовании); делами общегосударственного масштаба оно, в отличие от губернских дворянских комитетов в пору подготовки крестьянской реформы, не занималось, не имело оно и реальной исполнительной власти.
Земская реформа вызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870 г.), тоже подготовленные в Министерстве внутренних дел. По этому закону в 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года, которые из своей среды выбирали действующие исполнительные органы — городские управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели обладатели определенного имущественного ценза, плательщики городских налогов, не исключая и мелких налогоплательщиков. Рабочие, служащие, интеллигенция, не уплачивающие городские налоги, исключались из числа избирателей. Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернатор следил за законностью ее постановлений. Компетенция органов городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов, здравоохранения, народного образования.
Роль городской реформы 1870 в социальной истории России рассмотрел Б. Н. Миронов. По его мнению, Городовое положение 1870 г. во многом способствовало девальвации сословной парадигмы, формированию нового политического менталитета. Он полагает, что / общественный характер, который городское самоуправление приобрело в результате преобразования 1870 г., последовавшая в 1892 г. реформа не изменила.[27]
Преобразования в деле судопроизводства
Сознавая , что неэффективное управление может угрожать международному положению государства , Павел I придавал большое значение политической централизации и бюрократической рационализации . При этом он уделял особое внимание центральным органам , которые с петровских времен находились под руководством коллегий . Организационная структу ...
Кризис Веймарской республики
Веймарская республика была многопартийным государством, жизнеспособность которого в значительной мере определялась политическим курсом руководящих партий. Партии веймарской Германии не проявили склонности к компромиссам и готовности к сотрудничеству, так как это, разумеется, требовало отказа от некоторых принципов и постулатов. Кроме то ...
Проведение коллективизации
В резолюции съезда «О работе в деревне» говорилось, что значительная часть крестьянства уже убедилась в преимуществах кооперации, анализировались другие предпосылки коллективизации. В связи с этим указывалось, что «в настоящий период задача объединения и преобразования мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы дол ...