Исторические материалы » Цепная реакция реформ 60-70-х годов XIX века в исторической литературе » Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг.

Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг.
Страница 1

Так называемая «цепная реакция» была комплексом реформ, связанных тесной логикой причинно-следственных связей, однако весь этот комплекс коренился в назревших предпосылках буржуазного развития общества.[22] «Прежняя система отжила свой век»,[23] — таков был приговор одного из ее идеологов, М. П. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I. «Поколение, которое воспитывалось под влиянием реформ Александра II, до боли чувствовало настоятельность разрешения этой задачи»,[24] - писал В. О. Ключевский.

Одна цепляла за другую и, по сути, каждая последующая реформа имела своей предпосылкой предыдущую.

Крестьянская реформа была принята. Крепостное право пало. Переворот в социально-экономических отношениях был предрешен. Такой исторический акт повлек за собой множество преобразований в различных сферах жизни.

С упразднением вотчинной власти дворянства не мог остаться прежним строй местного управления. Как замечал В. О. Ключевский, «… прямым и ближайшим последствием реформы 19 февраля было призвание всех теперь уравненных классов общества к участию в управлении. На этом основании построены земские учреждения 1 января 1864 г».[25]

Еще в 1857 г. в Министерстве внутренних дел исподволь началась работа над проектом земской реформы, возложенная на нового чиновника особых поручений М. Е. Салтыкова-Щедрина. Комиссия Н. А. Милютина, созданная при Министерстве, разработала основные положения земской реформы, принятой, однако, только в 1864 г. Эта комиссия была тесно связана с Редакционными комиссиями, и учреждались они одновременно.

Вот главные черты этого закона. Все классы местного общества призывались совокупно содействовать правительству в ведении местных хозяйственных дел. Эта задача возложена была на земские учреждения. Ведомства этих учреждений: хозяйство губерний либо уезда с делами, которые имели тесное соприкосновение с хозяйством, например учреждения благотворительные, учебные, гигиенические и т. п. Земские учреждения состоят из двух слоев: из уездных и губернских. Уездные земские учреждения – это уездное земское собрание и уездная земская управа.[26]

Земская реформа вводила начала всесословного, выборного представительства в масштабах уезда и губернии. И хотя дворянство играло в земстве ведущую роль, а в губернских земствах являлось и абсолютно подавляющим большинством, тем не менее крестьянство впервые получило место во всесословных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами (о медицине, статистике, ветеринарии, начальном образовании); делами общегосударственного масштаба оно, в отличие от губернских дворянских комитетов в пору подготовки крестьянской реформы, не занималось, не имело оно и реальной исполнительной власти.

Земская реформа вызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870 г.), тоже подготовленные в Министерстве внутренних дел. По этому закону в 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года, которые из своей среды выбирали действующие исполнительные органы — городские управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели обладатели определенного имущественного ценза, плательщики городских налогов, не исключая и мелких налогоплательщиков. Рабочие, служащие, интеллигенция, не уплачивающие городские налоги, исключались из числа избирателей. Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации, однако губернатор следил за законностью ее постановлений. Компетенция органов городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов, здравоохранения, народного образования.

Роль городской реформы 1870 в социальной истории России рассмотрел Б. Н. Миронов. По его мнению, Городовое положение 1870 г. во многом способствовало девальвации сословной парадигмы, формированию нового политического менталитета. Он полагает, что / общественный характер, который городское самоуправление приобрело в результате преобразования 1870 г., последовавшая в 1892 г. реформа не изменила.[27]

Страницы: 1 2 3

Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач
При Столыпине законотворчество приняло небывалый размах. Если до него в первую Думу было внесено 16 законопроектов, то во время его премьерства во вторую Думу уже – 287, в третью – 2567, а после него – в четвертую – 2625. Правда, не все эти законопроекты превратились в законы по тем или иным причинам. П. А. Столыпина во многом зависела ...

Актистизм
После спора между Севиром и Юлианом монофизитское учение продолжало развиваться, разделяясь на новые ереси[41]. Этот конфликт привёл к возникновению новых богословских вопросов. Последствием утверждения Юлиана о нетлении тела Христа стал вопрос о тварности Христова человечества. Некоторые ученики Юлиана признавали, что человечество сотв ...

Дружинин Николай Михайлович
Дружинин Николай Михайлович (1.01.1886 - 8.08.1986) Советский историк, академик АН. Окончил и историко-филологический факультет Московского университета. Совмещая музееведческую работу (Музей революции СССР, 1924 - 1934) с педагогической деятельностью (МГУ, 1929 - 1948 гг. и др.),вел исследовательскую работу в РАНИОНе и с 1938 г. - в Ин ...