Исторические материалы » Цепная реакция реформ 60-70-х годов XIX века в исторической литературе » Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг.

Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг.
Страница 2

В связи в отменой крепостного права, приобщением к гражданской жизни крестьянства, составляющего подавляющую массу населения, находится и судебная реформа. «Судебные уставы 20 ноября 1864 г.» были разработаны прогрессивными юристами в соответствии с тогдашними достижениями науки и судебной практики передовых стран Европы. В их числе — С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. А. Буцковский.

20 ноября 1864 года, после длительной подготовки были приняты судебные уставы:

- Учреждения судебных установлений;

- Устав уголовного судопроизводства;

- Устав гражданского судопроизводства;

- Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Именно эти уставы составили в целом судебную реформу.

Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, с адвокатурой, с выборностью мирового суда, с несменяемостью судей коронных, независимый от администрации, с общими для всех сословий судебными учреждениями: окружным судом и судебной палатой. Венцом судебной реформы, ее наивысшим достижением был суд присяжных, который враги преобразований тогда же окрестили «судом улицы». Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности. Состав его был выборным из различных слоев населения с небольшим имущественным цензом либо без ценза, как, например, для крестьян, но только для определенной категории — должностных лиц, избранных крестьянским самоуправлением. По 20 губерниям (без столицы) в 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников —14,9%, купцов —9,4, мещан —18,3, крестьян —57%. «Судебные уставы» были самой последовательной и радикальной из реформ 60-х годов XIX в. в России. Они не только создали новый, буржуазный суд, но установлением норм правового порядка в сфере юридической в определенной степени ограничивали самодержавную монархию.

Были приняты и другие реформы: народного просвещения во всех его звеньях, цензуры, военные, финансов (сюда можно отнести очень важную акцизную реформу 1863 г., заменившую винные откупа), статистики, государственного контроля (т. е. учета и публикации расходов и доходов) и др. Только высшие органы государственной власти, центральная администрация, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. Во всех тих реформах стремление сохранить самодержавие восторжествовало, что и отличало официальную политику от курса либеральной бюрократии. Возобладала «идея откупного торга» (выражение Валуева), т. е. уступок ради самосохранения власти. И в этом заключалась угроза самим реформам.

Крепостничество как система общественных отношений перестало существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 г. Характеризуя пореформенную деревню, Л. Н. Толстой устами Константина Левина в «Анне Карениной» говорит: « . у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». По поводу этих слов Ленин замечает: «Трудно себе представить более меткую характеристику периода 1861—1905 годов». Он считал важнейшим вопросом, «как уложится в России этот строй, буржуазный строй».

В аграрном строе пореформенной России, в соответствии с концепцией реформы 1861 г., развивались два типа хозяйства: крупное помещичье и мелкое крестьянское,— и то и другое, но особенно крестьянское, в крайне тяжелых условиях, при сохранении множества феодальных пережитков. Земельный вопрос требовал радикального, глубокого, подлинно революционного решения. Две последовавшие буржуазные революции оказались в этом отношении несостоятельными. Крестьянскую реформу 1861 г. Ленин сравнивал с европейскими буржуазными революциями именно в смысле выявления общности направления развития. Но при этом половинчатость реформы с годами обнаруживалась все сильнее; закреплению пережитков способствовали контрреформы. Главным препятствием на пути буржуазного развития страны оказалось именно самодержавие.[28]

Страницы: 1 2 3

Религиозное развитие.
Достижения древних индийцев в самых разных областях знаний вошли в золотой фонд мировой цивилизации. Несомненно определяющую роль в жизни индийцев играла религия. Главным религиозным течением был индуизм, которому в настоящее время следует более 80% населения. О мифологических и религиозных представлениях того времени можно судить по Ве ...

Утверждение деспотического самодержавия и нарастание общественного кризиса в Московском государстве конца XVI начала XVII вв. Опричнина.
В начале 1560-х гг. между царем и Избранной радой назрели противоречия. Иван IV не хотел ни с кем делить государственную власть. В 1560г. Избранная рада распалась: Адашев был арестован, Сильвестр сослан на Соловки, близкий к Избранной раде князь Андрей Курбский бежал в Литву в 1564г. Для борьбы с непокорными боярами Иван IV сформировал ...

Княжеская власть в Русском государстве второй половины XI – первой трети XII вв.. Князь и княжеская власть в системе социально-политических отношений
Перед смертью Ярослав разделил государство между тремя старшими сыновьями. Изяславу было поручено старшинство и стол в Киеве, также ему был поручен Новгород. Святославу был поручен Черниговский стол. Всеволоду он дал Переяславский стол. Их политические действия распространялись на все пространство Русского государства. Очередные столкно ...