Предмет и метод экономической историиСтраница 3
Следующей фундаментальной составляющей историко-экономического метода являются методологические установки общей экономической теории, которые дают теоретическую базу для понимания экономической истории, позволяя перейти от общей описательности хозяйственных систем (типов экономики) к глубокому историко-экономическому анализу, постижению логики хозяйственного процесса.
В структуру метода экономической истории входят также общенаучные методы: статистические, математические, моделирование. Например, в историко-экономических исследованиях американский ученый М. Фридмен широко использовал анализ динамических рядов валового национального продукта, инвестиций и денег за 100 лет в США. Выводы из анализа послужили основой его монетарной теории.
Сердцевиной метода как системы являются методы самой экономической истории, так называемые специфические методы, которые по сути являются модификацией общенаучных методов. К ним можно отнести: сбор, классификация, интерпретация и анализ фактов; исторический, системный, историко-сравнительный методы; методы социальных исследований и социальной психологии и многие другие.
Необходимо заметить, что своему рождению экономическая история обязана в первую очередь разработке и обоснованию в экономических исследованиях исторического метода – детища немецкой исторической школы. Исторический метод предполагает рассмотрение экономических явлений и процессов в хронологическом порядке. Суть исторического метода обосновал В. Рошер в книге «Очерк политэкономии с точки зрения исторического метода» в 1843 году. Основные положения метода по Рошеру:
- показывать, как и о чем думали народы по экономическим вопросам, чего они желали и чего они добились в экономической сфере;
- не ограничиваться наблюдением лишь современных экономических отношений, ибо нация не только данная масса индивидов;
- исследовать и сравнивать экономические явления и процессы у всех народов;
- не ругать и не хвалить экономические учреждения – из них лишь очень немногие полезны для всех народов одинаково;
- стараться выяснить, каким образом целесообразное превращается в нелепое, а благодеяния оборачиваются бедствиями.
Системный метод рассматривает явления или объекты как систему с многообразием типов связей и сведением их в единую теоретическую картину.
К сущностным признакам науки как самостоятельной дисциплины относят закономерности, которые в экономической истории выявляются опытным, эмпирическим путем. В качестве примеров закономерностей можно назвать следующие положения:
- все типы экономик (системы хозяйствования), основанные на государственной собственности в обычных (не чрезвычайных) условиях, менее эффективны, чем типы хозяйств, основанные на частной собственности;
- в любых типах экономики во все времена военная техника развивается более высокими темпами, чем гражданская;
- в результате социальных катастроф – проигранных войн, революций и так далее экономика той или иной страны перестраивается;
- прогнозирование, предвидение экономических ситуаций достаточно редкий дар, поэтому лишь немногие решения опытных руководителей попадали в точку. Залогом такого провидения, предвидения, кроме интуиции, должно быть единство теории, истории и практики.
Россия в конце 16-нач 17 Федор Иванович Борис Годунов смутное время.
События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название "смутное время". Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в к ...
Государственная организация и «белое движение» в годы гражданской войны
Первые акты гражданской войны имели место уже осенью 1917 г. (выступления Керенского, Краснова, Каледина, Дутова). Но полномасштабно война развернулась к середине 1918 г. В нее оказались вовлеченными иностранные вооруженные силы: чехословацкий корпус, экспедиционные военные силы Англии, Франции, Японии, США, оккупировавшие Дальний Восто ...
Миллер Герард
Фридрих (Федор Иванович)
Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович) (18 .09. 1705— 11.10. 1783)
Российский историк, профессор Императорской Петербургской Академии наук. Родился в пасторско - ученой семье. Его отец был ректором гимназии, мать — из семьи профессора теологии Бодинуса. По окончании гимназии в 1722 Миллер поступил в университет Ринтельна, а в 1724-25 об ...