Предмет и метод экономической историиСтраница 1
Экономическая история – одна из важнейших социально-экономических наук. Она изучает конкретные типы экономических систем, их возникновение и развитие в разные исторические эпохи с учетом природных, национальных, политических и других особенностей стран и регионов. Экономическая история является фундаментальной наукой по отношению ко всему экономическому знанию, так как только обогащенные историко-экономическими исследованиями (научно выверенными историко-экономическими фактами, явлениями, процессами) экономические науки приобретают действительно высокий теоретический уровень.
Любая наука должна иметь сущностные признаки научного знания – объект и предмет исследования, источники и методы познания; свой язык, представленный определенными научными понятиями и категориями; важнейшие функции, которые она выполняет и которые определяют ее необходимость; школы, теории, идеи. Всеми этими признаками научной дисциплины обладает экономическая история. Объектом экономической истории, как и всех других экономических наук, является экономика в целом. Главным критерием, по которому определяется статус той или иной экономической науки как самостоятельной дисциплины, является вычленение, открытие и обоснование ее предмета – определенной стороны, грани, среза экономики. Предмет – это круг проблем, который относится к данной дисциплине. По поводу предмета экономической истории (то, что изучается) можно сказать, что он, с одной стороны, определен, обоснован, раскрыт, с другой отсутствует единство взглядов в его обозначении. Объяснением этого являются следующие положения:
- экономическая история – междисциплинарная наука, находящаяся на стыке истории и экономики, и потому не может быть четкой очерченности предмета исследования, неизбежны «забегания» в историческую или экономическую сторону;
- историки-экономисты преследуют разные цели исследования, определяемые как личным пристрастием ученого, так и степенью востребованности общества и правящей элиты, и потому акцентируют внимание на разных сторонах предмета;
- ученые пользуются различной методологией – различными подходами, принципами, методами, способами исследования.
В литературе рассматривается предмет экономической истории в широком и узком смысле слова. В широком – как экономическое движение общества, особенности и закономерности его изменения, их связи со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле – изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства и хозяйственного быта людей от первобытных времён до наших дней. Хозяйственная деятельность – это деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Она реализуется в рамках хозяйственной системы определенного исторического этапа развития общества. Основными компонентами хозяйственной системы (или что то же – типа экономики), которые изучаются экономической историей, являются:
- территориальный компонент – страны, регионы с их природно-географическими особенностями и экологией;
- демографический компонент – динамика, структура, физическое состояние населения;
- духовная составляющая экономического развития – качество науки, образования, состояние духовных производительных сил элиты общества (включая подготовленность высшей государственной управленческой структуры), духовных производительных сил предприятия, семьи, непосредственного производителя;
- особенности социально-экономических отношений (в первую очередь отношения собственности);
- отрасли материального производства;
- развитость внутреннего и внешнего рынков;
- сферы финансов, денежного обращения, кредита;
- подсистема государственного регулирования экономики.
К числу важнейших факторов, влияющих на развитие экономических систем (типов экономики), можно отнести следующие:
1. Природно-географическая среда (экология). Например, однотипность сельскохозяйственной деятельности в России объясняется относительным однообразием природных факторов. В Западной Европе – наоборот: обилие гор, расчленённость местности благоприятствует специализации, способствует товарообмену между населением гор и долин. Природно-климатические условия обеспечивают и метод эксплуатации почвы. Так, в старину в Украине в лесной местности для ведения земледелия производилась вырубка и сжигание деревьев. Одной крестьянской семье так обрабатывать землю было не по силам, поэтому на подсечных землях господствовал тип экономики – коллективное хозяйство соседской (сельской) общины. На обычных землях, где эксплуатация почвы решалась лишь путём обыкновенной вспашки и внесения удобрений, формировался другой тип экономики – отдельное крестьянское хозяйство. В Закарпатской Украине сформировалась так называемая «экономика горных долин», в которой в силу дефицита пастбищ и пахотной земли существует массовый отход молодёжи на работу в другие места. В настоящее время отходничеством в Закарпатье занимается по некоторым оценкам до 3-х млн. человек. Люди работают в выездных строительных артелях, трудятся вахтовым методом в районах газо- и нефтедобычи России и т.д. Однако следует заметить: чем выше экономическое развитие общества, тем менее значимым становится экологический фактор.
Традиционные и новые социально-политические процессы
Формируется Новгородская боярская республика. Новгород приглашает князей и заключает с ними договоры об условиях правления. Князья были ограничены в политической власти, активно участвовали в военных операциях.
Города управлялись князьями или княжеской администрацией, посадниками. В городах жили бояре, они оказывали воздействие на горо ...
Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Осложнение
германо-советских дипломатических отношений (сентябрь 1939г. – 22 июня 1941г.).
С 1 сентября 1939 года до июня 1941 года советско-германские отношения развивались в духе договора о ненападении. Но с весны 1940 года они характеризовались охлаждением отношений и взаимным недоверием.
Уже 17 декабря 1939 г. Шуленберг (посол Германии в Москве) заявил, что в водах Финского залива обстреляны 3 германских парохода. Герман ...
Конституция СССР 1924 года. Вводные
вопросы. Методические замечания
Конституция СССР 1924 года - один из важнейших документов по истории отечественного государства и права ХХ века. Не случайно поэтому он выделяется в качестве специальной темы семинарских занятий. Это соответствует государственному стандарту на изучение предмета, типовой программе курса*(1), планам семинаров*(2).
Тема, посвященная Конст ...
