Реформы 50-х г.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. «Уложение о службе», принятое в 1556 г., по которому вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям, завершает формирование русской армии. В середине XVI в. возникает высший государственный орган – земские соборы, созываемые для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555–1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением осуществляют губные старосты. В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. на Стоглавом соборе унифицированы служба, церковные обряды, приняты меры для усиления авторитета церкви.

Царская власть
Что же касается царской власти, то царская власть Селевкидов не была ни национальной, ни территориальной. В соответствии с греческими концепциями она имела персональный характер. Basileus («царь») для грека — это тот, выше которого никто не стоит. Зевс — basileus («царь») богов и людей. Чтобы выразить мысль, что миром правит закон, пози ...

Литература и распространение грамотности.
В литературе древней Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве ...

«Записки» как источник сведений о жизни дворянства XVIII века. Женский мир
Екатерина II писала воспоминания более полувека – от прибытия в Россию (1774) до самой смерти (1796). Первый опыт автобиографии юной великой княгини отличался, по- видимому, характерным для XVIII века стремлением к самопознанию, самовыражению. Сама Екатерина писала позже: «Счастье не так слепо, как его себе представляют. Часто оно бывае ...