Культура Древней Руси 10-13 вв.Страница 1
Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа.
Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять технику церковного зодчества, иконописания. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности самосознания народов, заселивших Русскую землю.
Обращение к зрелому искусству 12-13 вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы её выражения носили печать самобытного и своевременного переживания христианства. Суровый аскетизм сменился гармонией и человечностью. Древнерусская культура окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это было с особенностями культурного развития. Это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции племен и этносов, земледельческих и кочевых народов.
Древнерусское искусство, как и всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения задачи средневековой культуры - достижения духовного единства, соединения божественного и мирского. В древнерусской культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла из Болгарии и первый литературный - церковнославянский - язык.
Образованность, как большую добродетель, поощряли и прославляли. Она была свойственна и женщинам Древней Руси.
Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Большой её пласт представляет переводная литература. Широкое распространение получили жития святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, а также произведения античной литературы. В Киеве был создан книгописный центр. В 11 в появилась оригинальная древнерусская литература. Внимание древнерусских авторов в житиях русских было связано со стремлением подчеркнуть самобытность своей страны и свидетельствовало о росте самосознания.
Повесть временных лет - общерусский летописный свод, один из самых главных источников по истории Древней Руси. Вершина древнерусской литературы - Слово о полку Игореве.
В церковной архитектуре заметно ощущалось влияние Византии. Воспринялся крестово-купольный тип храма. Скоро церкви стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность (Софийский собор в Киеве). Вскоре появился и Софийский собор в Новгороде, что стало спором двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых - создание архитектурных памятников мирового уровня. Во второй половине 12 в во Владимире сооружается Успенский собор.
Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись. Она пришла вместе с иконографическим каноном и техникой из Византии. Первые иконы были также привезены из Византии. Среди них икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении её многовековой истории.
Методы крещения Руси.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. “Божий слуга” - государь был (точнее должен был быть), по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Видно в христианстве было некоторое отличие в понятии “справедливый судья” от понятия, сущест ...
Хозяйственное развитие промысловых артелей в 1953-1960 гг.
Период 1953-1960 гг. – время постепенного сворачивания промысловой кооперации. Хотя сокращение роли промысловой кооперации в экономической жизни страны и края наблюдалось и ранее, теперь оно становится ещё более заметным.
Отказ от сталинских подходов к политической сфере жизни общества вовсе не означал отказа от сталинских подходов к э ...
Итоги.
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Читая о том как он это делал, возникает много вопросов к Русской Православной Церкви, и меняется отношение к самому христианству.
Сейчас можно наблюдать возрождение язычества. Множество сетевых ресурсов проповедуют язычество, и их с ...
