Куликовская битва

В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском, в которое помимо татар входили еще и генуэзские наемники и отряды вассальных Орде отрядов народов Северного Кавказа и Поволжья, выступил к границам русских земель.

Организация отпора Мамаю показала значение Москвы как общерусского центра сопротивления татарам. В короткое время под знамена московского князя собрались дружины и ополчения почти из всех русских княжеств. В походе не принимали участие лишь враждебные Москве тверской, рязанский и нижегородский князья и Новгородская республика.

Решительные действия московского князя Дмитрия помешали Мамаю соединиться со своим союзником литовским князем Ягайлом.8 сентября 1380 г. на Куликовом поле при впадении реки Непрядвы в Дон произошла знаменитая битва. Военный талант Дмитрия и его воевод и несгибаемая храбрость русских воинов позволили разгромить татарское войско.

Куликовская победа не привела к свержению ига, но на Куликовом поле был окончательно побежден "страх ордынский", разрушен миф о непобедимости "всей Орды". Разгром войск Мамая ускорил распад Золотой Орды, вызвал ее общее ослабление, окончательное свержение ига стало вопросом времени.

Однако Куликовская победа ослабила и русские княжества. В кровопролитном сражении погибли многие из отборных дружинников, воинов-профессионалов, тысячи ополченцев. Поэтому в 1382 г. во время похода хана Тохтамыша в Москве не оказалось достаточно сил для организации сопротивления. Уехавший на север страны Дмитрий Донской не сумел достаточно быстро собрать войска. После трехдневной осады Москва была хитростью захвачена Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись и близлежащие земли.

В результате нашествия Тохтамыша была возобновлена уплата ордынского выхода. Однако полностью восстановить свою власть над русскими землями ордынцам не удалось. Орда была вынуждена признать и политическое главенство Москвы на Руси.

Теория цивилизации Вико. Идея круговорота
Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших времен до эпохи заката Рима и вновь от «нового варварства» темных веков к эпохе Просвещения. Представление о непрерывном развитии ...

Культурные процессы в индийских государствах.
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Боль ...

Значение писцовых книг в деле прикрепления крестьян.
Огромную роль в прикреплении крестьян в XVI веке сыграли переписи, составлявшиеся в интересах податного обложения. Мы видели что, уже в удельную эпоху письменные люди признавались крепкими к своему тяглу и не могли перезываться другими владельцами. Письменные люди это те, которые были записаны в «данския» книги, заведенные еще татарами. ...