Первые годы правления Ивана III.Страница 1
В конце 1461 г. был раскрыт заговор в Москве. Его участники хотели освободить томящегося в неволе серпуховского князя Василия Ярославича и поддерживали связь с лагерем эмигрантов в Литве - политических противников Василия II.
Заговорщики были схвачены и в начале 1462 г., в дни Великого поста преданы мучительной казни. Кровавые события на фоне великопостных покаянных молитв знаменовали собой смену эпох и постепенное наступление самодержавия. Вскоре, 27 марта 1462 г., в 3 часа ночи великий князь Василий Васильевич Темный умер.
В Москве теперь был новый государь - 22-летний великий князь Иван.
Иван, и без того уже управлявший государством, остался единым великим князем.
Начало его единовластия не представляло в сущности никакого нового поворота против прежних лет. Ивану оставалось идти по прежнему пути и продолжать то, что было им уже сделано при жизни отца. Печальные события с его отцом внушили ему с детства непримиримую ненависть ко всем остаткам старой удельно-вечевой свободы и сделали его поборником единодержавия. Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен.
Возможно прочное присоединение русских земель к Московскому государству было основной целью его внешнеполитической деятельности; следуя в этом деле за своими прародителями, он превзошел всех их и оставил пример подражания потомкам на долгие времена. Рядом с расширением государства Иван хотел дать этому государству строго самодержавный строй, подавить в нем древние признаки земской раздельности и свободы, как политической, так и частной, поставить власть монарха единым самостоятельным двигателем всех сил государства и обратить всех подвластных в рабов своих, начиная от близких родственников до последнего земледельца. И в этом Иван Васильевич положил твердые основы: его преемникам оставалось дополнять и вести далее его дело. В первые годы своего единовластия Иван Васильевич не только уклонялся от редких проявлений своей главной цели - полного объединения Руси, но оказывал при всяком случае видимое уважение к правам князей и земель, представлял себя ревнителем старины и в то же время заставлял чувствовать как силу тех прав, какие уже давала ему старина, так и ту степень значения, какую ему сообщал его великокняжеский сан. У Ивана Васильевича, как показывают его поступки, было правилом прикрывать все личиною правды и законности, казаться противником насильственного введения новизны; он вел дела свои так, что полезная для него новизна вызывалась не им самим, а другими.
Как всегда в момент перехода власти, оживились внешние противники. Новгородцы давно уже не выполняли условий Яжелбицкого договора с Москвой. В Казани у власти был недружественный Москве хан Ибрагим. Василий Темный в своей духовной прямо благословил старшего сына "своей отчиной" - великим княжением.
С тех пор как Батый подчинил Русь, престолами русских князей распоряжался ордынский повелитель. Теперь же его мнения никто не спрашивал. Вряд ли мог смириться с этим Ахмат - хан Большой Орды, мечтавший о славе первых покорителей Руси. Неспокойно было и в самой великокняжеской семье. Сыновья Василий Темного младшие братья Ивана Ш, получили по завещанию отца все вместе почти столько же, сколько унаследовал великий князь, и были недовольны этим.
Финансы.
Укрепление аппарата власти, расходы войны, содержание двора и другие государственные нужды требовали больших денежных ресурсов. Однако расходы увеличивались еще больше - в 5 раз.
Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть традиционными приемами. Одним из них был выпуск бумажных ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бум ...
Христология монофизитов. От Евтихианства и умеренному
монофизитству
Как пишет выдающийся историк В.В. Болотов, «доктрина монофизитства, слагается из двух моментов – материального и формального. Первый решает вопрос о характере, о качестве человеческой природы во Христе, второй занимается количественною стороною, утверждает во Христе бытие одной природы, а не двух».[21] В учении родоначальника монофизитс ...
Опричнина, ее цели
Главной целью опричнины было установление абсолютно безграничной власти царя, близкой по характеру к восточной деспотии. Смысл этих исторических событий в том, что в середине - второй половине XVI в. Россия встала перед альтернативой дальнейшего развития. Начало царствования Иоанна Грозного, огромная роль, которую играла в то время Избр ...