Исторические материалы » Христологические ереси VI века » Монофизитство после Халкидонского собора

Монофизитство после Халкидонского собора
Страница 3

Император Юстиниан стремился объединить всю империю и сделал это стремление краеугольным камнем своей религиозной политики. Его главной установкой было добиться примирения православных с монофизитами. Он был к тому же крупнейшим богословом своего века. Сознавая бесцельность гонений на монофизитов, он разрешил изгнанным вернуться в их церкви и монастыри. Император надеялся достигнуть единства путем выяснения пунктов разногласия в личных собеседованиях. Однако никаких практических последствий собеседования не имели. Тогда Юстиниан, вникая в богословие минувших полутора столетий, пытается осмыслить православную христологию как единое целое, дать богословский синтез учений III и IV Вселенских Соборов. Доказывая свою верность Халкидонскому вероопределению, Юстиниан, однако, рассматривает его в свете учения св. Кирилла Александрийского. В 551 г. он составляет свое исповедание веры (Ομολογία), которое являлось попыткой примирить халкидонское и монофизитское богословие.

В «Омологии» Император упорно отстаивает ортодоксальность теопасхистских формул, но делает он это не в ущерб Халкидонскому вероопределению; решительно отвергая идею слияния Божества и человечества во Христе, Юстиниан твердо настаивает на необходимости признания двух природ. Оставаясь убежденным приверженцем Халкидона, Юстиниан вполне осознает различие между природой и ипостасью Единство Христа выражается понятием ипостаси, а не природы. Если бы Христос обладал сложной природой (как утверждал один из виднейших монофизитских богословов Севир Антиохийский), Он не был бы ни Богом, ни человеком, но некой новой природой; тогда как в действительности Он есть и Бог, и человек в Своей сложной Ипостаси. Юстиниан открыто противостоял монофизитству, отстаивая единичное понимание ипостаси. Он полемизировал с Севиром по вопросу о количестве природ, осуждал нежелание монофизитов «подсчитывать число природ». Тем не менее, он сделал ряд существенных терминологических уступок Севиру. В частности, Юстиниан полагал, что две природы во Христе возможно различать только «словесно или созерцательно, а не как две различные вещи». Именно в таком смысле понимал две природы и Севир. Кроме того, императорское исповедание веры провозглашало истинно православной формулу св. Кирилла «Единая природа Бога Слова воплощенная», признавая, что Кирилл использовал слово «природа» в значении «ипостаси»[15].

Страницы: 1 2 3 

Живопись.
Особенно большое развитие получает в XIV–XV вв. живопись. В это время на Руси работает целая плеяда прекрасных мастеров. Одним из них был Феофан Грек, приехавший в Новгород из Византии. Манера его письма оказала сильное влияние на русских художников. Феофан Грек работал в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. Всемирно известны его роспис ...

Особенности реформ Петра:
масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ. 2. Государственно административные реформы Петра: упразднение Боярской Думы (1704г.) учреждение Сената с законодательными и контрольно-финансовыми функциями (1711г.) замена старых управленческих органов - прик ...

Февральская революция 1917 г. в России. Предпосылки революции.
Экономические. К 1917 г. в России не были решены задачи капиталистической модернизации. хозяйстве и промышленности, в России сложилась многоукладная экономик, было крайне неравномерное развитие по районам и отраслям хозяйства. Государство продолжало опекать целые отрасли промышленного производства, сдерживало развитие предпринимательств ...