Исторические материалы » Личность Ивана Грозного

Личность Ивана Грозного
Страница 2

Поэтому сразу же предался потехам и забавам. «Боярская дума просила 15- летнего великого князя отправиться с полками на татар. Выступив в поход, Иван предался всевозможным потехам. Будучи в военном лагере, он пашню пахал, сеял гречиху, на ходулях ходил и в саван наряжался. Бояре вынуждены были делить царские забавы. Прошло несколько дней и трем боярам, сеявшим с Иваном гречиху, посекли головы» (1). 16 (26) января 1547 года Ивана Васильевича венчали на царство. « Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде иерархии. Согласно византийской доктрине, центром вселенной была Византия, восприявшие наследие Римской Империи. В 14 - 16 веках московских великих князей титуловали стольниками (приемниками) византийских императоров» (1). Это довольно интересный факт, в 16 веке была распространена теория о том, что Москва – Третий Рим и новый Иерусалим. Р.Г. Скрынников пишет: «Конечно, чин этот (то есть именование русских великих князей приемниками византийских императоров) лишен был в то время какого бы то ни было политического смысла» (1). Однако так ли было на самом деле, многие средневековые авторы были уверены в обратном, да и сам Иван Грозный именовал иногда в письмах, что род свой он ведет от Августа Кесаря (то есть от Октавиана Августа - римского императора), могло ли такое быть? Об этом поговорим в следующих главах, а пока продолжим. Иван Васильевич венчался на царство, а не на великое княжение, как была до него. По мнению исследователей А.А.Зимина и А.Л.Хорошкевича: «Титул царь давал в уже пышном звании великого князя значимость – делал его носителя равным по чину императору Священной Римской Империи, ставил выше европейских королей – датского, английского, французского и многих иных, в том числе и ближайших соперников»(6). После венчания одной из первоочередных задач царя стал поиск невесты. Н.М. Карамзин писал: «Знатные сановники, окольничие, дьяки объезжали Россию, чтобы видеть всех девиц благородных и представить лучших невест государю: он избрал из них юною Анастасию, дочь вдовы Захарьиной, которой муж, Роман Юрьевич, был окольничим. Род их происходил от Андрея Кобылы, выехавшего к нам из Пруссии»(7). Женитьба и приближение ко двору рода Захарьиных (будующих Романовых) не изменили образ жизни царя: он по прежнему предавался развлечениям и разврату, не интересуясь делами политическими. Между тем Глинские, прибравшие власть к рукам, очень скоро вызвали к себе всеобщую ненависть: жесткие публичные расправы над поверженными противниками и их детьми (Федор, сын Ивана Овчины, например, был посажен на кол), и бесчинства холопов временщиков сделали обстановку в столице взрывоопасной. И тут весной и летом 1547 года один за другим – 12 и 20 апреля, 21 июня произошли три пожара, от которых Москва выгорела практически полностью, включая Кремль. В народе распространился слух, что поджигателями выступили Глинские. Этот резонанс развил бурю народного негодования. Толпа, забив камнями схваченного в церкви Юрия Васильевича Глинского, двинулась в село Воробьево, где тогда находился царь, и потребовала у него выдачи остальных Глинских. Большей части представителей рода Глинских удалось бежать. Восставших еле удалось уговорить уйти восвояси, с этой поры возвращаться Глинским в Москву было попросту опасно. Московские события сыграли важную роль в жизни Ивана, он удалил Глинских из Боярской думы, их правительство пало, закончилась целая полоса боярского правления.

«Грандиозное Московское восстание показало боярским правителям, сколь непорочна их власть». Юный царь поневоле задумался о том, как ему править страной дальше. В его смятенную душу запала проповедь Сильвестра, священника кремлевского Благовещенского собора, призвавшего царя одуматься оттого, что он делает. И Иван Васильевич со всей силой своего буйного темперамента стал в одночасье следовать предписаниям Сильвестра. Иван стал очень набожным человеком, когда другие монархи предпочитали охоту и развлечения, Ивана Васильевича можно чаще всего было найти с Библией в руках и читающего молитвы. «Он бросил непотребный образ жизни, принялся тщательно соблюдать все религиозные ритуалы, часами молился, прося у Бога прощения за свои и не только свои злые прегрешения».(3) В это время царь проявляет большое внимание к юродивым (то есть людям, ведущим аскетический, уединенный образ жизни). Особой заслугой у него пользовался московский юродивый, святой Василий Блаженный, известный своими чудесами, обличением лжи и лицемерия, говорили, что это был единственный человек кого боялся царь, Иван с женой Анастасией часто навещали Василия во время его болезни незадолго перед смертью. Погребения Василия Блаженного проходили при личном участии царя, Иван IV и окружавшие его бояре несли гроб святого Василия, митрополит Макарий отслужил молебен. На месте захоронения Василия Блаженного был воздвигнут знаменитый Покровский храм или храм Василия Блаженного. Об интересных росписях в этом храме и о том в честь кого был воздвигнут храм Василия Блаженного, поговорим в следующих главах. После покаяния и отстранения от власти Глинских Иван создает новый круг своих сподвижников, названный впоследствии «Избранной радой», в неё вошли митрополит Макарий, Алексей Адашев, князья Андрей Курбский и Дмитрий Курлятьев, дьяк Иван Висковатый и некоторые другие. Под их руководством царь начал преобразования в стране. Важные изменения произошли, в частности в военном деле. Основополагающей в те времена принцип местничества, по которому высшие государственные и военные должности занимались по степени знатности, в условиях войны переставал действовать: чин, занимаемый боярами во время войны, отныне не должен был зависеть от их места в общественной иерархии. Реформаторы укрепили стрелецкое войско, а также реорганизовали государев двор, подчинявшиеся лично царю: тысяче лучших боярских детей выделить поместья близ Москвы, что превратило их в постоянное войско при государе. Наряду с осуществлением внутренних преобразований кружок Адашева разработал обширную внешнеполитическую программу. Главным её пунктом было восточное направление, в частности на данном пути выделяется Казанское ханство. Казанские феодалы, как считается, производили постоянные набеги на Русь. Их отряды разоряли не только пограничные уезды, но подходили к Владимиру, Костроме, Вологде. Однако наряду с набегами и грабительскими походами: «Казанское ханство отличалось внутренней непрочностью. Покоренные татарскими феодалами разноязычные народы Поволжья – чуваши, мордва, мари, удмурты, башкиры ждали случая избавиться от татарской власти. Постоянные внутренние раздоры держали ханство в состояние непрекращающихся междоусобиц. Разгоралась борьба между крымской и московской партиями» (1). Казалось бы, с взятием Казани все ясно, Московская Русь, расширяя своё влияние и территорию, захватывает один из последних кусочков Золотой Орды, - но, учитывая междоусобицы в Казани, тяготение некоторой части города к Москве, задаешься вопросом, а не было ли покорение Казани междоусобной борьбой, а не битвой с иноземным неприятелем. Могут возразить, как же ведь на Руси около трехсот лет существовало татаро-монгольское иго. Можно ответить, а много ли документов оставил от себя данный период. Почему на Руси в период ига идет крупное строительство церквей и монастырей, но не происходит строительства мусульманских татарских мечетей. Почему летописи упоминая о том, как тот или иной князь пошел в Орду, не указывают местонахождения этой самой Орды, могут ли историки и археологи точно сказать, где находились столицы ханов Золотой Орды – Сарай и Каракорум. Это лишь только малая часть вопросов связанных с дискуссией вокруг вопроса о действительности татаро-монгольского ига на Руси. Тема моей работы состоит в ином, однако без рассмотрения хотя бы частично данного вопроса, невозможно приступать к разгадке тайн и загадок эпохи Ивана Грозного (см. главу 3 данной работы). Всех более серьезно интересующихся этой тематикой отсылаю к книгам Льва Николаевича Гумилева, Анатолия Тимофеевича Фоменко и Глеба Носовского, Николая Карамзина, а также Владимира Егорова (5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14). Обратите внимание на достаточно интересную миниатюру из Лицевого летописного свода (рис 2) описывающею покорение Казани, русское и татарское войско нарисованы здесь совершенно одинаково, одинаковая одежда и вооружение, одинаковые лица воинов, единственное отличие в том, что у одного из правителей на голове княжеская шапка, а у другого корона. Понять кто из них русские, а кто татары весьма проблематично! Причем таких миниатюр времени татаро-монгольского ига или конца татаро-монгольского ига сохранилось довольно много. Спросим, неужели средневековые русские художники, на протяжении около трехсот лет страдавшие от ига, знавшие татар в лицо и воевавшие с ними, были настолько невежественны, что изобразили их абсолютно одинаковыми с русским войском, не удосужившись указать хотя бы мелкие отличия. Но рассмотрим этот вопрос более детально в следующих главах, а пока задержимся на обстоятельствах взятия Казани. Это обстоятельство, как утверждают историки – нехватка земли для обеспечения поместного войска – стало одной из основных причин Казанских походов. Первые два похода 1548 и 1550 годов не принесли желаемого результата, то война 1552 года привела к полной победе и ликвидации Казанского ханства как такового.

Страницы: 1 2 3 4

Общественное движение 60-90-х гг. CIC в.
Эпоха 60-х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б.Н. Чичерин (1828—1907), К.Д. Кавелин (1817— 1885) — писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы об ...

Состояние потребительской кооперации в годы ВОВ
В июле 1941 г. появились карточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 - начале 1942 года - на мясо, рыбу и жиры. Снова, как в 1928-1935 годах, устанавливались разные нормы. Рабочие оборонных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий - по второй категории - 500 г ...

Русская культура XIV–XV вв.. Общее состояние.
Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Установившееся на долгие годы иноземное иго все больше тормозило культурный прогресс страны и народа. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Только во второй пол. XIV в. начинается возрождение ку ...