Оформление теоретических подходов к общественному и
частному призрениюСтраница 2
Таким образом, в государственной парадигме помощи начинают доминировать понятия и смыслы иного порядка. Теологические подходы к личности клиента подменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается не в контексте вечности, а в контексте зримых нужд и проблем общества, его жизнедеятельности, норм и ценностей. Все это выдвигает определенные принципы идентификации социально необходимого поведения, связанного с нормой общественных отношений, которые сопряжены с оценкой жизненного сценария личности. На основе данных подходов строится познавательная модель помощи нуждающимся в этот период. Однако познавательная и практическая модель помощи не ограничивается только «вспомоществованием», материальным обеспечением нуждающихся, оно затрагивает и такие сферы общественной жизни и научной практики, как образование, медицина, деятельность по профилактике социальных патологий. [4]
Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней жизни страны.
Так какие же модели социальной помощи возникли благодаря реформам Петра I? Помощь имела различные стратегии и поддержку: от материальных до изменения сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:
- социально-философское;
- социально-административное или реформистское;
- социально-медицинское.
Социально-философское направление подготовило теоретическое обоснование и предоставило проекты общественного призрения.
Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:
- призрение детей, вдов, служащих;
- попечение и опеку несовершеннолетних;
- богадельни для людей, потерявших трудоспособность;
- смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
- губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
- профилактика нищенства;
- школы для детей.
Социально-медицинское направление:
- госпитали и «другие, где болезни лечат»;
- лазареты;
- дома для душевнобольных.
Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения, было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:
во-первых, имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации;
во-вторых, в нее закладывались механизмы, реагирующие, улавливающие такие изменения;
в-третьих, она была обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовывать их в соответствующие решения, программы и проекты.
Однако многие реформы Петра I проводились варварскими методами и до предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость.
Техника сегодня
Высокоскоростной исследовательский фотоаппарат "Imacon 486" (рис.4) делает фотографии со скоростью до 100 миллионов снимков в секунду. Он может показать, что происходит, когда пуля поражает свою цель. ...
Культура Беларуси в XIV-XVI вв.
В XIV-XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода антич ...
Сущность монголо-татарского ига
Татаро-монгольское иго — это политическая, экономическая и культурная зависимость Руси от Золотой Орды. Термин «иго» в значении угнетения впервые употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом.
В период татаро-монгольского нашествия Русь не стала составной частью Золотой Орды. Завоеванные татарскими войсками русские земли не вошли в состав ...
