Феодальная почтовая служба

С падением Западной Римской империи в Европе вряд ли существовала какая-либо функционирующая система передачи вестей. Лишь Хлодвиг (король Франции с 482 по 511 год) пробовал — без особого успеха — воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты. Ко времени Карла Великого (768-814) сообщения доставлялись с большими затруднениями. Карл Великий и его преемники не сделали серьёзных попыток к восстановлению римской государственной почты. Учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и при быстром распадении монархии не получило широкого развития. Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и вещей посредством гонцов и возниц, предоставлявшихся их поданными.

В феодальной средневековой Европе XI-XV веков, при раздробленности государственной власти, пересылку известий принимали на себя главным образом отдельные духовные и светские корпорации. В обмене мыслей всего более нуждалась тогда церковь, как потому, что её устройство покоилось на начале централизации, так и потому, что в течение долгого времени она являлась единственной носительницей умственной жизни народов. Архивы церковных учреждений и регесты римской курии свидетельствуют, что ещё в самом начале средних веков происходил оживлённый обмен посланий между главой католической иерархии и её членами; но на существование специального церковного института гонцов или курьеров нет указаний. Лишь между многочисленными разветвлениями духовных орденов поддерживались правильные сношения через посредство странствующих монахов, которые выполняли роль курьеров и брали с собой донесения. Монастыри таким образом имели собственную систему сообщений — монастырскую почту. Монастырские курьеры поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. В землях немецкого ордена для этой цели возникла специальная администрация и учреждены были станции для перемены лошадей.

При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями. В XII-XIII веке славились гонцы университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее — гонцы парижского университета Сорбонны. Гонцы университетской почты поддерживали связь между учащимися и их семьями; некоторые из университетских почт за определённую плату доставляли сообщения частным лицам.

Имеются данные о почте инков в Перу и ацтеков в Мексике. Здесь уже до начала XVI века существовали почтовые гонцы, которые, помимо государственных сообщений, доставляли к столу царя свежую рыбу, фрукты и другие продукты.

У инков в период их наибольшего развития между XIII и XVI столетиями была слаженная система гонцов-бегунов (исп. Chasqui), которые рассылались из столицы инков по всей стране для которых на равномерных расстояниях (3-5 км) были устроены почтовые дома (исп. Tambo). Перед домом всегда находились наготове два курьера. Завидев вдалеке приближающегося гонца, они спешили ему навстречу и забирали переносившиеся сообщения. Если сообщения были очень важные или срочные, гонцы при приближении дополнительно трубили в рожки. Доставка рыбы с побережья, отдалённого от столицы на 500 км, осуществлялась при этом за 48 часов. Гонцы ацтеков передавали почти все сообщения устно. Они вплетали в волосы красные ленты или размахивая кинжалом при радостном известии (например, о победе); дурные вести передавались царю, стоя на коленях.

Крестьяне-старожильцы и порядчики.
В Московском государстве на землях государственных, или черных, дворцовых, монастырских и частновладельческих было две категории крестьян. Одну из них составляли крестьяне, крепко усевшиеся на местах, издавна жившие в данных селах и деревнях, старожильцы. Эти крестьяне в черных волостях назывались также тяглыми, письменными или численны ...

Социальный строй
Соседская община Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен. Обработка земли стала возмо ...

 Предпосылки к возникновению и история развития монофизитства
Основной темой христологических споров 5 – 6 вв. было не само по себе наличие во Христе двух природ, но то, как они соединяются: как именно вторая божественная ипостась — Логос — соединяется с человеческой душой и телом Иисуса. Опасность нес любой односторонний подход, независимо от того, какая из двух природ Христа преувеличивалась — б ...