Исторические материалы » Временное правительство у власти » Общенациональный кризис – причина Октябрьской революции

Общенациональный кризис – причина Октябрьской революции

Основной особенностью исторического развития России весной-осенью 1917 г. было нарастание общенационального кризиса. Он проявился в обострении экономического кризиса, локаутах промышленников, росте стачечного движения, погромах в деревне, волнениях в армии, усилении национального и регионального сепаратизма.

Экономическое положение России за 1917 г. резко ухудшилось. Разруха, начатая в 1915 г, распространилась на все отрасли и сферы народного хозяйства, приобрела всероссийский характер, дезорганизовала экономическую жизнь страны. Валовая продукция фабрично-заводской промышленности за 1917 г. сократилась на 36,4% по сравнению с 1916 г. С 1 марта по 1 октября 1917 г. было закрыто 799 предприятий: фабрик, заводов, шахт, рудников. Многие из них были закрыты промышленниками для борьбы с рабочими. Капитал использовал локауты для политического наступления на труд. Топливный голод привел в расстройство железнодорожный транспорт. К октябрю 1917 г. железнодорожное движение на наиболее важных направлениях (Петроград, Москва) было почти парализовано. Хозяйственная разруха проявилась в разрыве экономических связей между городом и деревней. Почти прекратились поставки промышленных изделий в деревню. Деревня бойкотировала город. Валовой сбор зерна в 1917 г. составил 3,5 млрд. пудов против 3,6 в 1916 г. и 4 млрд. в довоенный период. Активное печатание бумажных денег, не имевших товарного покрытия, подорвало покупательную способность рубля: перед Февральской революцией она была равна 27 копейкам, перед Октябрьской — 6-7 копейкам. Реальная зарплата рабочих к октябрю упала до 40-50% от довоенного уровня. Для защиты своих экономических интересов рабочие снова втягивались в стачечное движение, которое весной 1917 г. практически было свернуто. В сентябре-октябре в стачках участвовало около 2,4 млн. человек. Часто рабочие забастовки носили политический характер. Этому способствовали большевики, стремившиеся направить недовольство рабочих в антиправительственное русло. Росло крестьянское движение за раздел земли и отмену частной собственности. За сентябрь-октябрь только в 26 губерниях Европейской России произошло свыше 3500 крестьянских выступлений. Многие выступления были направлены против сельских торговцев, но большинство — против помещиков: делили и запахивали землю, резали и угоняли скот, громили и жгли усадьбы, ломали и захватывали орудия, расхищали и уничтожали продовольственные запасы, рубили леса и сады, иногда убивали. Против крестьянских «бунтов» правительство направляло карательные экспедиции. Но для повсеместного подавления выступлений у правительства не хватало войск, хотя они и были усилены сельской милицией.

На почве голода часто происходили и солдатские волнения. Бспьшую известность получил бунт солдат ташкентского гарнизона (12-24 сентября 1917г.)

Некоторые города осенью 1917 г. уже находились во власти Советов. На фронте, в действующей армии солдаты требовали устранить высший командный состав, замешанный в корниловском выступлении, наладить продовольственное снабжение. Главным же стало требование мира. В сентябре пала Рига, немцы захватили Рижский залив. Под угрозой оказался Петроград. Руководство страны обсуждало план перевода столицы в Москву; противники правительства заговорили об измене, планах сдачи революционной столицы немцам, ускорили подготовку к свержению правительства.

Фотосъемка
В 1861 г. Д.К. Максвелл получил трехцветное устойчивое изображение аддитивным способом (разделение цветов). У. Ингленд конструирует фотозатвор шторного типа с изменяемой диафрагмой (Диафрагма - устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять светосилу объектива, а также устанавливать ...

Школьная реформа
Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В.А. Сухомлинского, средняя школа "вместо того, чтобы быть единой и разнообразно ...

Мнения в XVIII веке
Тема "ига" становится популярной в XVIII веке в связи с европеизацией общества, когда "азиатчина" и "татарщина" становятся символами отсталости России и начинаются поиски по принципу "кто виноват". Способствовало этому и преобладание в исторической науке фактора обычаев и традиций. В результате ди ...