Исторические материалы » Экономика германского феодализма » Пути развития феодализма в Германии в IX-XI вв.

Пути развития феодализма в Германии в IX-XI вв.

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского государства. За восточной частью империи, в которую вошли Швабрия, Бавария, Франкания, Саксония, а затем и Лотарингия, закрепилось названия Тевтонского государства.

В отличии от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период всей феодальной эпохи оставалось раздробленной. Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871 г., являлась следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей.

К началу X в. процесс феодализации в Германии сделал заметные успехи. Основными общественными классами в это время стали крупные земельные собственники-феодалы и феодально-зависимое и крепостное крестьянство. Повсеместно распространялась феодальная вотчина.

Вместе с тем процесс феодализации в Германии протекал замедленными темпами, так как разложение первобытнообщинного строя проходило здесь без существенного воздействия на него римских социально-экономических порядков. Продолжал сохраняться значительный слой свободных общинников, не втянутых в феодальные отношения.

Незавершенность процесса феодализации в Германии нашла свое выражение и в ее политической организации: крупные магнаты, особенно церковные, не располагали еще аппаратом внеэкономического принуждения. Должность графа и вся система местного управления еще не феодализировались; во многих областях сохранялась старая, в основе своей племенная судебная и военная организация. Не сложилась еще окончательно и феодальная иерархия.

В течение десятого столетия в Германии в основных чертах завершается процесс феодализации общества, втягивания в феодальную зависимость подавляющего большинства ранее свободных общинников. Важная роль в этом процессе принадлежала раннефеодальному государству, вся внутренняя и внешняя политика которого энергично содействовала торжеству феодализма.

В Х-ХII веках государственный строй Германии характеризовался рядом черт, отличавших его от государственного строя других государств средневековой Европы:

· выборность королей, а затем императоров;

· власть местных феодалов была абсолютна, как у самостоятельного государя.

Становление феодальных отношений в Германии произошло позднее, чем во Франции и Англии, а именно – в XI в.; в течение двух последующих веков (XII и XIII) новый тип отношений достиг своей зрелости.

К XI в. в Германии получила развитие вотчина в форме грундгершафта. Грундгершафт – это барщинно-дворовая система, основанная на наследственном праве на землю; при этом вотчинник обладает властью над людьми, которые живут на его земле. Грундгершафт – это организация по присвоению феодалом результатов труда крестьян.

Окончательное торжество феодализма в Германии вело к исчезновению в структуре общества элементов предшествующего общинного строя. Только в немногих окраинных местностях (Фрисландия, Дит-маршен, Тироль, в меньшей степени – Саксония) сохранялся еще более или менее значительный слой свободных общинников.

Революционная ситуация на рубеже 70-80-х годов
Крестьянская реформа не смогла решить проблемы в сельском хозяйстве страны. Помещичье землевладение оставалось главным тормозом в его развитии. В деревне росло малоземелье, увеличивались недоимки и нищета. Заметно возросла арендная плата за землю. Тяжело сказались на состоянии крестьянских хозяйств неурожаи 1879-1880 гг. В конце 70-х го ...

Посадские люди
Процесс восстановления, возрожде­ния затронул после Смуты и ремесло, промышленность, тор­говлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень круп­ные и решительные по масштабам, но весьма заметные. К середине столетия в стране числилось более 250 горо­дов, а дворов в них, пo неполным данным, - более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дв ...

Реформа царского культа при Антиохе III
Наряду с муниципальными культами, каждый из которых был связан с религией соответствующего города, отличался своими обрядами и находился в ведении самих городов, существовала религия династическая, введенная царями, жрецы которой получали полномочия от суверена. Об этом свидетельствует ордонанс Антиоха III от 193 г. до н. э. Чтобы возна ...