Переход к оброчной системе

Важнейшим результатом подъема сельского хозяйства в Германии, как и в других странах Западной Европы, явилось отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие средневекового города.

Подъем городского ремесла оказал большое влияние на развитие аграрных отношений. С появлением городов в товарно-денежные связи стало втягиваться крестьянское хозяйство и хозяйство феодалов. Устанавливались более или менее регулярные рыночные связи между городом и деревней, город становился экономическим центром прилегающей сельской округи.

Втягивание деревни в товарно-денежные отношения вело к существенным изменениям в характере аграрного строя, в формах и методах феодальной эксплуатации крестьянства. Во многих районах Германии в XII-XIII столетиях происходит разложение старой вотчинной системы, основанной на использовании барщинного труда крепостных и зависимых крестьян. Повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию, вызванное увеличением городского населения, побуждало феодалов отказываться от малопроизводительного барщинного труда, толкало к поискам более выгодных форм поместной организации.

Чтобы увеличить доходность своих владений, феодал готов был отказаться от наиболее тяжелых форм крестьянской зависимости и барщины, если это давало более широкие возможности повысить другие крестьянские повинности (денежные платежи и т. п.). Бывшая барская запашка делилась на сравнительно большие участки, которые сдавались в аренду мейерам (вотчинным управляющим из числа зажиточных крестьян). Но в отличие от Франции и Англии, где и при ликвидации домениального хозяйства крестьяне, как правило, сохраняли наследственные права на свой надел, в Германии значительная часть крестьян из наследственных держателей превратились в краткосрочных арендаторов. Однако это были феодальные арендаторы, уплачивающие владельцу земли не арендную плату, а феодальную ренту.

Смена форм феодальной ренты обусловила существенные изменения в положении немецкого крестьянства. Исчезают наиболее тяжелые формы крепостной зависимости, многие крестьяне получают личную свободу. Можно говорить об определенном улучшении положения немецкого крестьянства в XII-XIII вв. Но это улучшение коснулось, прежде всего, правового, а не фактического положения крестьян. Освобождение от крепостной зависимости часто сопровождалось лишением их земель. Распространение краткосрочной аренды ухудшало владельческие права крестьян, вело к постоянному возрастанию крестьянских повинностей: при каждом очередном перезаключении арендного договора феодал имел возможность повышать арендную плату.

В отдельных районах Германии (в частности, на северо-западе) светские и особенно духовные феодалы захватывали общинные земли и даже иногда сгоняли крестьян с их наделов. Источники XII-XIII вв. полны жалоб крестьян на притеснения и всевозможные злоупотребления со стороны должностных лиц вотчины. Бесконечные феодальные распри, не говоря уже о прямом грабеже со стороны феодалов, тяжелым бременем ложились на крестьянское хозяйство, часто приводили к его обнищанию и разорению.

Заключение.
Была ли наша страна готова к войне? Отмечают, что в советское время преобладало стремление отвечать на этот вопрос неопределенно. Чаще всего поражения первых месяцев войны объясняли тем, что история отвела нам слишком малый срок для переоснащения Красной армии, ее перевооружения. Однако в последнее время появились материалы, которые гов ...

Христология св.Кирилла Александрийского
Кирилл, патриарх Александрийский – один из наиболее значимых и авторитетных богословов первой половины 5 века. Имя и деятельность его тесно связаны с борьбой против ереси Нестория, заключающейся в спорах о лице Христа, как Искупителя и спасителя мира, о способе соединения в Его Личности божественной и человеческой природ. Судя по творе ...

Полемика с тритеизмом в монофизитской среде: дамианизм
Сопротивление тритеизму Филопона вызвало к жизни новые догматические воззрения среди севириан. Полемика с тритеитами породила новый спор в лоне севирианского монофизитства – между Дамианом Александрийским и Петром Антиохийским. Первым полемику с тритеизмом начал патриарх Александрийский Дамиан. В 585 г. Дамиан написал подробный обличит ...