Положение промысловой кооперации Алтая после Великой Отечественной войны
(1945-1953 гг.)Страница 2
В годы войны почти значительно сократилось инвестирование в основные фонды артелей. Кадры механиков были мобилизованы на фронт, что привело к существенному ухудшению обслуживания станочного парка. Результатом этого стал значительный износ оборудования, его частые поломки и простои. Пуск в эксплуатацию всего механического оборудования и паросилового хозяйства рассматривался руководством промкооперации как важный ресурс повышения производительности труда, расширения объёмов выпусков продукции. Так, в 1946 году простаивали 6 токарных станков, локомобиль, два сверлильных станка в артели «Труд» (г. Камень-на-Оби), в барнаульской артели «Индустрия» - 3 станка, в артели «Алтайский металлист» (Алейский межрайонный многопромсоюз) – 8 станков.[91]
Председатель артели «Восход» Барнаульского городского многопромсоюза Гендон 25 августа 1950 года на Первом собрании уполномоченных промысловой кооперации края сообщал: «Артель «Восход» производственный план имеет на года 8 300 тыс. руб., но работает на оборудовании почти полного износа, в результате чего из-за аварии машин артель только в августе месяце простояла 8 дней… Вместо нужного электромотора стоимостью в 1 000 руб., нам предлагают приобрести агрегат-картофелетёрку за 6 000 руб. … Артель работает исключительно в непригодном помещении, в антисанитарных условиях. Вопрос должны поставить так: либо артель должна продолжать работать до окончательного износа и прекращения её существования, или обратить нужно внимание и заставить её работать на полную мощность при наличии оснащения техникой и создании ей необходимых условий». В этом же выступлении Гендон жаловался на другое слабое место артели – транспорт: имея 4 автомобиля, артель не могла полноценно пользоваться ими по причине недостатка запасных частей, авторезины и горючего.[92]
Как сообщал в докладе на этом же собрании начальник УПК при крайисполкоме Сметанкин, действующее оборудование в артелях использовалось лишь на 40-50%. Оборудование работало на износ, профилактических ремонтов артели не осуществляли. Использовать все ресурсы, заложенные в оборудование, мешало отсутствие технически образованных кадров. К примеру, в артели «Подъём» Барнаульского межрайонного промыслового союза было установлено высокопроизводительное деревообрабатывающее оборудование, но из 6 станков в работе находились только 2, остальные работы выполнялись вручную. В целом в артелях края доля ручного труда в 1950 году составляла 76%.[93]
Тем парадоксальнее выглядит тот факт, что на 1 октября 1950 г. в артелях скопилось неустановленного оборудования на сумму 367,7 тыс. рублей, которое в большинстве случаев лежало в беспорядочном состоянии на открытых площадках и в неприспособленных помещениях, без охраны. В результате оборудование подвергалось порче, ржавело, разукомплектовывалось и приходило в негодное состояние. Отсутствие оборудования и слабое его использование, большая доля выполняемых вручную операций приводили к низкой производительности труда. Так, в 1946 г. план по производительности труда был выполнен лишь на 87,1%.[94]
Недостаток транспорта сковывало обеспечение артелей сырьём, материалами, не давало возможности своевременно заготовить топливо, вывезти готовую продукцию. Особенно серьёзно страдали по этой причине промыслы, требовавшие перевозки многотоннажных грузов, такие как лесозаготовка, производство кирпича, извести, черепицы. Имевшийся у артелей транспорт в послевоенные годы был представлен редкими сильно изношенными грузовыми автомобилями, лошадьми и волами. Местные власти же запрещали промартелям закупать в колхозах лошадей, боясь оставить последние без тягловой силы.[95]
Постановление Совета Министров СССР №2445 от 9 ноября 1946 г. предписывало в 4 квартале 1946 г. передать из Министерства вооруженных сил в промысловые артели 5700 автомобилей, требующих среднего ремонта. Промысловой кооперации Алтайского края это постановление помогло немногим. Представитель Рубцовского многопромсоюза Головенко на совещании хозяйственного актива и стахановцев промкооперации 9 июля 1947 года сообщал: «… В постановлении от 9 ноября сказано, что промкооперация получит большое количество машин. Дали мне машину за 1 500 рублей – полуторатонку и я добавил 10 000 рублей, и получилась машина, на которой можно возить только дым, а не груз… Имеется два лесопильных завода, которые в состоянии дать пиломатериалов по 20 000 кубометров, а работают только на 50% потому, что не можем получить двух машин, хотя бы газогенераторных, чтобы подвозить пиловочник. Не можем получить даже трактор».
В данной промартели имелось также 4 локомобиля. На весь технический парк за 6 месяцев 1947 года было выделено лишь 300 кг бензина и 0,5 тонны машинного масла.[96]
Противоречия НЭПа
Развитие советского общества в период НЭПа было сложным и неоднозначным. Главное противоречие НЭПа – попытка с помощью ограниченного рыночного механизма построить плановое нерыночное хозяйство.
Преодолев с огромными трудностями кризис 1920-1921гг., Советская страна осенью 1923г. столкнулась с новым кризисом. Крестьяне были недовольны н ...
Реформа царского культа при Антиохе III
Наряду с муниципальными культами, каждый из которых был связан с религией соответствующего города, отличался своими обрядами и находился в ведении самих городов, существовала религия династическая, введенная царями, жрецы которой получали полномочия от суверена. Об этом свидетельствует ордонанс Антиоха III от 193 г. до н. э. Чтобы возна ...
Феодальная почтовая служба
С падением Западной Римской империи в Европе вряд ли существовала какая-либо функционирующая система передачи вестей. Лишь Хлодвиг (король Франции с 482 по 511 год) пробовал — без особого успеха — воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты. Ко времени Карла Великого (768-814) сообщения доставлялись с большими за ...