Типы и виды мануфактур
Страница 3

Ряд типов мануфактур и отраслей мануфактурного производства был основан на применении подневольного труда, который оставался преобладающим в вотчинной мануфактуре и, в значительной мере, казённых мануфактур. Близки были к ним и частные предприятия, использовавшие труд приписных крестьян. Небольшие вотчинные мануфактуры зачастую были продолжением традиций вотчинного ремесла в новых условиях. Крупные вотчинные мануфактуры всё больше втягивались в товарно-денежные отношения. Помещики стремились к тому, чтобы путём переработки сельскохозяйственного сырья в товары, повысить свои доходы. Этот тип мануфактур господствовал в винокурении и занимал видное место в полотняной и суконной промышленности. На этих мануфактурах трудились крепостные крестьяне, и работа для них была своего рода барщиной. Часть работников переводилась помещиками на месячину или получала денежную плату. Несмотря на наличие собственного сырья, почти бесплатный труд, вотчинная мануфактура к концу XVIII в. не выдерживает конкуренции с мануфактурой, основанной на наёмном труде.

Особую группу мануфактур, господствовавших в лёгкой промышленности, составляли купеческие мануфактуры, основанные на наёмном труде. Владельцами их были купцы или разбогатевшие крестьяне, а большинство работающих на них - оброчными крестьянами. Продажа рабочей силы крестьянами была типичным явлением для мануфактур капиталистического типа. В то же время крестьяне оставались крепостными и платили феодальную ренту своим помещикам. Примером этого типа мануфактур были канатные дворы в Вологде, Холмогорах, в Архангельске.

Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян получили распространение в металлургии (так называемые приписные мануфактуры). На них крестьяне выполняли трудоёмкие работы, которые не требовали особой квалификации, это - добыча и перевозка руды, заготовка леса и выжигание из него древесного угля, заготовка смолы и дёгтя и доставка их на завод, возведение заводских плотин, доставка металла к речным пристаням и ряд других работ. Все работники обязаны были отрабатывать подушную подать на заводах за все души мужского пола. Кроме приписных крестьян на этих предприятиях работали мастеровые и работные люди. Основу приписной мануфактуры составлял подневольный труд, применение которого позволило быстро и с минимальными затратами создать уральскую металлургию и обеспечить её рабочей силой.

В крестьянской мануфактуре, занимавшей особое место среди российских мануфактур, переплетались крепостнические и зарождающиеся капиталистические элементы. Её владельцами были крестьяне, не располагавшие особыми правами и привилегиями. Большинство наёмных работников представляли оброчных крестьян. С владельцев мануфактур помещик взимал оброк во много раз превышавший размер среднего оброка крепостного крестьянина, что задерживало накопление капитала, расширение производства и его техническое оснащение. Юридическим собственником мануфактуры являлся не её держатель, а его хозяин - помещик. Поэтому крепостной стремился выкупиться на волю. Из крестьянской мануфактуры выросли крупные промышленные династии Морозовых, Грачёвых, Бугримовых и других крупных фабрикантов. Для русской мануфактуры XVIII в. характерно постепенное наращивание капиталистических отношений.

Страницы: 1 2 3 

Причины принятия христианства.
Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась ...

Разработка проекта Конституции
При создании Советского Союза возник спор, проходивший, однако, в довольно узких кругах, - узких, зато решающих, - как следует оформить образование Союза Советских Социалистических республик: договором или законом, Союзным договором или Конституцией. Проблема имела свою историю. Первоначально, до провозглашения Союза, в пору разработки ...

Усовершенствование способов транспортировки корреспонденции
В XIX веке коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог и пароходства. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население. Путём сочетания ...