Типы и виды мануфактурСтраница 3
Ряд типов мануфактур и отраслей мануфактурного производства был основан на применении подневольного труда, который оставался преобладающим в вотчинной мануфактуре и, в значительной мере, казённых мануфактур. Близки были к ним и частные предприятия, использовавшие труд приписных крестьян. Небольшие вотчинные мануфактуры зачастую были продолжением традиций вотчинного ремесла в новых условиях. Крупные вотчинные мануфактуры всё больше втягивались в товарно-денежные отношения. Помещики стремились к тому, чтобы путём переработки сельскохозяйственного сырья в товары, повысить свои доходы. Этот тип мануфактур господствовал в винокурении и занимал видное место в полотняной и суконной промышленности. На этих мануфактурах трудились крепостные крестьяне, и работа для них была своего рода барщиной. Часть работников переводилась помещиками на месячину или получала денежную плату. Несмотря на наличие собственного сырья, почти бесплатный труд, вотчинная мануфактура к концу XVIII в. не выдерживает конкуренции с мануфактурой, основанной на наёмном труде.
Особую группу мануфактур, господствовавших в лёгкой промышленности, составляли купеческие мануфактуры, основанные на наёмном труде. Владельцами их были купцы или разбогатевшие крестьяне, а большинство работающих на них - оброчными крестьянами. Продажа рабочей силы крестьянами была типичным явлением для мануфактур капиталистического типа. В то же время крестьяне оставались крепостными и платили феодальную ренту своим помещикам. Примером этого типа мануфактур были канатные дворы в Вологде, Холмогорах, в Архангельске.
Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян получили распространение в металлургии (так называемые приписные мануфактуры). На них крестьяне выполняли трудоёмкие работы, которые не требовали особой квалификации, это - добыча и перевозка руды, заготовка леса и выжигание из него древесного угля, заготовка смолы и дёгтя и доставка их на завод, возведение заводских плотин, доставка металла к речным пристаням и ряд других работ. Все работники обязаны были отрабатывать подушную подать на заводах за все души мужского пола. Кроме приписных крестьян на этих предприятиях работали мастеровые и работные люди. Основу приписной мануфактуры составлял подневольный труд, применение которого позволило быстро и с минимальными затратами создать уральскую металлургию и обеспечить её рабочей силой.
В крестьянской мануфактуре, занимавшей особое место среди российских мануфактур, переплетались крепостнические и зарождающиеся капиталистические элементы. Её владельцами были крестьяне, не располагавшие особыми правами и привилегиями. Большинство наёмных работников представляли оброчных крестьян. С владельцев мануфактур помещик взимал оброк во много раз превышавший размер среднего оброка крепостного крестьянина, что задерживало накопление капитала, расширение производства и его техническое оснащение. Юридическим собственником мануфактуры являлся не её держатель, а его хозяин - помещик. Поэтому крепостной стремился выкупиться на волю. Из крестьянской мануфактуры выросли крупные промышленные династии Морозовых, Грачёвых, Бугримовых и других крупных фабрикантов. Для русской мануфактуры XVIII в. характерно постепенное наращивание капиталистических отношений.
Причины принятия христианства.
Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась ...
Разработка проекта Конституции
При создании Советского Союза возник спор, проходивший, однако, в довольно узких кругах, - узких, зато решающих, - как следует оформить образование Союза Советских Социалистических республик: договором или законом, Союзным договором или Конституцией. Проблема имела свою историю. Первоначально, до провозглашения Союза, в пору разработки ...
Усовершенствование способов транспортировки
корреспонденции
В XIX веке коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог и пароходства. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
Путём сочетания ...
