Типы и виды мануфактур
Страница 3

Ряд типов мануфактур и отраслей мануфактурного производства был основан на применении подневольного труда, который оставался преобладающим в вотчинной мануфактуре и, в значительной мере, казённых мануфактур. Близки были к ним и частные предприятия, использовавшие труд приписных крестьян. Небольшие вотчинные мануфактуры зачастую были продолжением традиций вотчинного ремесла в новых условиях. Крупные вотчинные мануфактуры всё больше втягивались в товарно-денежные отношения. Помещики стремились к тому, чтобы путём переработки сельскохозяйственного сырья в товары, повысить свои доходы. Этот тип мануфактур господствовал в винокурении и занимал видное место в полотняной и суконной промышленности. На этих мануфактурах трудились крепостные крестьяне, и работа для них была своего рода барщиной. Часть работников переводилась помещиками на месячину или получала денежную плату. Несмотря на наличие собственного сырья, почти бесплатный труд, вотчинная мануфактура к концу XVIII в. не выдерживает конкуренции с мануфактурой, основанной на наёмном труде.

Особую группу мануфактур, господствовавших в лёгкой промышленности, составляли купеческие мануфактуры, основанные на наёмном труде. Владельцами их были купцы или разбогатевшие крестьяне, а большинство работающих на них - оброчными крестьянами. Продажа рабочей силы крестьянами была типичным явлением для мануфактур капиталистического типа. В то же время крестьяне оставались крепостными и платили феодальную ренту своим помещикам. Примером этого типа мануфактур были канатные дворы в Вологде, Холмогорах, в Архангельске.

Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян получили распространение в металлургии (так называемые приписные мануфактуры). На них крестьяне выполняли трудоёмкие работы, которые не требовали особой квалификации, это - добыча и перевозка руды, заготовка леса и выжигание из него древесного угля, заготовка смолы и дёгтя и доставка их на завод, возведение заводских плотин, доставка металла к речным пристаням и ряд других работ. Все работники обязаны были отрабатывать подушную подать на заводах за все души мужского пола. Кроме приписных крестьян на этих предприятиях работали мастеровые и работные люди. Основу приписной мануфактуры составлял подневольный труд, применение которого позволило быстро и с минимальными затратами создать уральскую металлургию и обеспечить её рабочей силой.

В крестьянской мануфактуре, занимавшей особое место среди российских мануфактур, переплетались крепостнические и зарождающиеся капиталистические элементы. Её владельцами были крестьяне, не располагавшие особыми правами и привилегиями. Большинство наёмных работников представляли оброчных крестьян. С владельцев мануфактур помещик взимал оброк во много раз превышавший размер среднего оброка крепостного крестьянина, что задерживало накопление капитала, расширение производства и его техническое оснащение. Юридическим собственником мануфактуры являлся не её держатель, а его хозяин - помещик. Поэтому крепостной стремился выкупиться на волю. Из крестьянской мануфактуры выросли крупные промышленные династии Морозовых, Грачёвых, Бугримовых и других крупных фабрикантов. Для русской мануфактуры XVIII в. характерно постепенное наращивание капиталистических отношений.

Страницы: 1 2 3 

Результаты кампании по борьбе с терроризмом
19 августа 1906 г., спустя неделю пос­ле взрыва на Аптекарском острове, в чрезвычайном порядке, минуя Государ­ственную думу, был принят закон о военно-полевых судах. Дела в таких су­дах рассматривались в течение 48 ча­сов, а смертные приговоры приводи­лись в исполнение не позднее чем че­рез сутки после их вынесения. Эти суды были создан ...

Либеральное народничество
После разгрома "Народной воли" более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление, которое получило название либерального народничества. Это не вполне точное название, так как народничество все же оставалось в границах демократического лагеря, а все народники являлись противниками о ...

Реформа царского культа при Антиохе III
Наряду с муниципальными культами, каждый из которых был связан с религией соответствующего города, отличался своими обрядами и находился в ведении самих городов, существовала религия династическая, введенная царями, жрецы которой получали полномочия от суверена. Об этом свидетельствует ордонанс Антиоха III от 193 г. до н. э. Чтобы возна ...