Исторические материалы » Кабинет Столыпина - результаты деятельности » Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач

Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач
Страница 2

Аналогично было и с проектом земской реформы, провал которой во многом заключался именно в противодействии «правых». В.Н. Коковцов, Д.А. Философов и П.Х. Шванебах подвергли критике те стороны законопроекта, которыми частично ущемлялись права и интересы дворян. К тому же министр финансов был обеспокоен порядком выборов в волостное собрание. Большинство членов Совета министров поддержали трех министров. Было предложено ввести определенный ценз при выборах в волостное собрание. Также члены правительства высказались против включения в число уездных земских гласных крупных собственников без выборов. "Этим путем, - говорилось в замечаниях министров, - вводится в земскую организацию принцип преобладания капитализма, едва ли могущий встретить в массе населения сочувственное отношение".[25]

Вообще с императором П. А. Столыпин, как говорится, «не сработался». Грандиозная личность реформатора была слишком велика для Николая II. В какой-то мере император, наверное, завидовал авторитету и влиянию своего премьера. Этот вывод можно сделать на основании свидетельства С.И. Шидловского, который отмечает, что, назначая В.Н. Коковцова на пост председателя Совета министров, Николай II заметил ему: "У меня к Вам еще одна просьба; пожалуйста, не следуйте примеру Петра Аркадьевича, который как-то старался все меня заслонять, все он и он, а меня из-за него не видно было".

Характерны поэтому перестановки в кабинете, вызванные неумением министов правильно понять и реализовать задачи, поставленные П. А. Столыпиным, или же интригами и противодействием Петру Аркадьевичу.

Правительство П.А. Столыпина было неоднородно: в конце июля 1906 г. из 13 министров 1 был крайне правый (государствен­ный контролер П.Х. Шванебах), 5 умеренно правые (двора — ба­рон В.Б. Фредерике, морской — А.А. Бирилев, военный — А.Ф. Редигер, путей сообщения— Н.К. Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус, юстиции— И.Г. Щегловитов) и 7— умеренные либералы (внутренних дел — П.А. Столыпин, финансов — В.Н. Коковцов, просвещения — П.М. фон Кауфман, иностранных дел — А.П. Извольский, торговли и промышленности — Д.А. Философов, глав­ноуправляющий землеустройством и земледелием князь Б.А. Васильчиков и обер-прокурор Синода П. П. Извольский).

Впоследствии состав кабинета постоянно менялся, что связано было с тем, что министры не оправдывали ожимданий П. А. Столыпина. Бролее подробно эта проблема будет рассмотрена во второй главе, где будет сделана попытка проанализировать, насколько результаты деятельности кабинета зависели от действий (или бездействия) конкретных министров, а также насколько от состава кабинета зависело выполнение поставленных П. А. Столыпиным задач.

Это тем более важно рассмотреть в рамках данного исследования, поскольку в составе кабинета были как грамотные и знающие свое дело министры, так и люди, которые не всегда понимали суть проблем, касающихся ведомства, во главе которого их поставили. Часто случалось, что министры единодушно подписывали журналы заседаний, но в кулуарах и на "всеподданейших докладах" высказывали иную точку зрения

Положение министров в кабинете и отношения с ними пре­мьера были различными. Если касаться этого вопроса, то тут расходятся мнения историков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Преобразования в деле судопроизводства
Сознавая , что неэффективное управление может угрожать международному положению государства , Павел I придавал большое значение политической централизации и бюрократической рационализации . При этом он уделял особое внимание центральным органам , которые с петровских времен находились под руководством коллегий . Организационная структу ...

Реформаторская деятельность Жака Ширака в области образования и здравоохранения
Многие принципы, на которых зиждется система образования во Франции, были сформулированы еще в период Революции 1789-го года. Законы, принятые между 1881-м и 1889-м годами, а также законы IV и V Республики лежат в основе структуры современного образования. Система образования основана на следующих общих принципах: 1. Свобода образован ...

Наибы Шамиля.
Эски. Часть Большой Чечни, прилегающая к Кумыкской плоскости, называлась Мичиковским наибством (по имени Мичика), которым управлял наиб Эски, человек храбрый и отважный, а поэтому бывший в большой милости у Шамиля. Участвовал в военных действиях и проявил себя как личность в основном в 50-х годах. Перешел на сторону царских войск в 185 ...