Исторические материалы » Древний Рим » Религия. Римская религия

Религия. Римская религия
Страница 2

Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь - Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III - начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Страницы: 1 2 3

Либеральное народничество
После разгрома "Народной воли" более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление, которое получило название либерального народничества. Это не вполне точное название, так как народничество все же оставалось в границах демократического лагеря, а все народники являлись противниками о ...

Постановление 2-й Сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик 1-го созыва "О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Респуб
1. Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие. 2. Принятый настоящей сессией Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик текст Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик внести на окончательное утвер ...

Царский двор
Вокруг монарха группировались придворные. Он был центром этого общества, непременным участником его жизни, обязанным соблюдать принятые там правила приличия: требования этикета распространялись и на царя[13]. О принятом при антиохийском дворе церемониале мы практически ничего не знаем. Обращаясь к царю, его именовали «государь», или, во ...