Политические симпатии Аристофана. Внутренняя политика.Страница 4
Однако, несмотря на свою симпатию к старикам-гелиастам, Аристофан осуждает их страсть к судебным процессам. Он говорит: “И стариков я знаю - этим только бы в суде принять решение колючее”[55]. Не вызывает его симпатий также и взяточничество судей и их тенденция обсуждать то, что не имеет реальной опасности для современных Афин. В частности, в упрек им он ставит то, что “о тирании уж полвека не слыхать. Ну, а вы соленой рыбой меньше заняты, чем ей”[56]. В целом, Аристофан дает гелиасту следующий портрет: “Старец умнейший дома человек. Зато когда на этом восседает камне, то рот разинет и зевает, словно считает пролетающих ворон”[57]. стероиды
Однако, никогда Аристофан не высказывается против существования Гелиеи как таковой, он не подвергает сомнению необходимость ее сохранения как одного из высших учреждений государства, не высказывается за устранение из судов ни низших слоев населения, ни стариков и даже не отвергает оплаты судебных заседаний (“предложу я, словом, вот что: впредь из граждан никому, кто без жала уродился, трех оболов не давать”[58]). Протестует Аристофан лишь против растущего количества процессов, против тенденции к вынесению обвинительных приговоров попавшим под суд и против использования демагогами суда в своих собственных интересах. Как проект улучшения работы Гелиеи Аристофан предлагает “судить отдельно стариков и молодых, чтоб защитником у старых выступал старик седой, у мальчишек - толстозадый говорун Алкивиад. Чтоб отныне наказанья устанавливал в суде молодой для молодого, а для старого - старик”[59]. Таким образом судьи были бы освобождены от влияния Клеона.
Не вызывает симпатии Аристофана и современное состояние Народного собрания, где “на площади сидят и совещаются бараны меж собой, как есть все с палками, в коротеньких плащах . средь баранов тех всепожирающий ораторствует кит и голосом свиньи откормленный визжит”[60]. То есть и в Народном собрании Аристофан рисует картину подобную гелиейской, и народ там так же “лишь скажет кто-нибудь в собрании: “Тебя люблю и обожаю, Демос, лишь о тебе забочусь и молюсь”, - . нос задрав, кичится как петух”[61].
Подобное же отношение к себе со стороны Аристофана встречает и Совет 500, где “заседает оболваненный народ”[62]. Та же пассивность характерна, по Аристофану, и коллегии 11, которая осуществляла надзор за содержащимися в тюрьмах преступниками, также вносила на рассмотрение суда дела о противозаконном пользовании гражданскими правами.
Однако Аристофан не считал, что положение безнадежно: и Демос во “Всадниках” и Филоклеон в “Осах” в результате исправляются. Демос после того, как Колбасник сварил его в котле, вновь становится молодым, таким, как 60-70 лет назад в славные времена Марафона. Следует заметить, что в результате волшебного действия над Демосом получается не какая-нибудь другая фигура типа “Олигархии”, а тот же Демос, но лишь в омоложенном, очищенном виде, что опять-таки является подтверждением симпатий Аристофана демократии. Филоклеон же в конечном итоге соглашается с сыном и начинает жить в свое удовольствие.
Как программа по исправлению существующего общественного строя звучат слова Демоса о том, что он намерен делать после своего “очищения”: демагогов он собирается “подняв на воздух, в пропасть ввергнуть”[63], “всем, кто на кораблях военных служит плату полностью тот час отдать”[64], так же обещает не позволить “гоплитов список менять, по дружбе зачисляться дальше”[65] и “не пустить на площадь безбородых”[66].
Таковы были симпатии Аристофана относительно внутренней политики.
В) Внешняя политика.
На протяжении всей литературной деятельности Аристофана занимал вопрос о войне, и это вполне естественно: его литературная деятельность с начала и почти до конца совпала с тяжелей Пелопоннесской войной. Население Аттики по-разному относилось к войне. Против нее было сельское население, так как именно его поля разорялись, и, в первую очередь, война приносила ущерб именно крестьянам. Так как Аристофан всецело симпатизировал сельскому населению, то вполне естественно, что он разделял их отрицательное отношение к войне.
Общественное движение второй четверти
CIC в.
Уже в начале века формируется как политическое течение российский консерватизм. Его теоретик Н.М. Карамзин (1766—1826) писал, что монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Монархия означала единоличную всласть самодержца, но это не означало произвола ...
Марина Юрьевна Мнишек
Жена двух самозванцев Лжедмитриев Марина Юрьевна Мнишек много лет претендовала на российский престол, называя себя «московской царицей». Основанием для этого послужило венчание ее на царство по обряду, разработанному для наследников престола, которое было совершено до ее свадьбы с Лжедмитрием I. Однако русские люди не признавали права н ...
Законодательство первой французской республики
Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны: буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, кото ...