Исторические материалы » Кавказская война » А была ли такая идеология на Северо - Западном Кавказе?

А была ли такая идеология на Северо - Западном Кавказе?

По мнению М. Блиева мюридизм в более слабой форме, но был. Магомед-Эмин насаждал там шариат. Там в большей степени, нежели на Западном Кавказе, сохранялось влияние язычества, отчасти христианства. Да и сами боевые действия начались позднее, с созданием черкесского государства. А набеговая система существовала аж с XVI века, а к XVIII веку достигла расцвета. В 40-е годы XIX века все это как бы «оформилось» в Кавказскую войну. И появилась потребность в идеологии, в мюридизме.

А. Джендубаев считает, что война шла не под исламскими лозунгами. Все попытки Шамиля через своих единомышленников организовать газават не удалось. Война на Северо - Западе не привела к образованию каких-либо новых объединений вроде имамата на Северо-Востоке. И все же можно сказать, что именно в результате войны произошла исламизация Северо-Запада, хотя, безусловно, религиозное сознание здесь до сих пор включает множество языческих элементов.

По мнению В. Гаджиева нельзя показывать Кавказскую войну как религиозную революцию, наподобие (хотя и очень приблизительно) той, что случилась по соседству, в Иране. Но в Дагестане этого не было совершенно! Хотя внешне очень похоже, поскольку происходила замена адатов шариатом. Шамиль перестает быть шейхом и имамом, когда он берет власть - он сельский человек. И все же Шамиля нельзя превращать в лидера религиозной революции.

Раньше писали, что идеология мюридизма была «реакционной», «отсталой», поскольку изолировала горцев. Но и сейчас вопрос о мюридизме не решен, и даже знающие люди не возьмутся категорически сказать: да, это хорошо или да, это плохо. Трудно даже решить, насколько мюридизм был идеологией, да еще организующей. Были общемусульманские лозунги. Были суфисты - мистики, отшельники. Но суфизм и газават совершенно не соединяемые вещи! Суфизм - уход от мирского, отшельничество.

Специфика российских городов конца XIX – начала XX в. в отечественной историографии. Урбанизация и модернизация как исторические явления: соотношение понятий в исторической литературе
С точки зрения кардинальной смены технологических способов производства человеческая история знает две величайшие революции. Первая связана с заменой собирательства и пастушества земледелием (неолитическая), вторая – с переходом от аграрного общества (традиционного) к индустриальному или современному. Несмотря на то, что большинство исс ...

Коренной перелом в ходе великой отечественной войны. Создание военной экономики.
Ленинский призыв времен гражданской войны «Все для фронта! Все для победы!», провозглашенный партией в новых условиях перед лицом смертельной опасности, поднимал миллионы патриотов на самоотверженный труд. На смену уходящим на фронт мужьям приходили в цехи их жены. К станкам становились ветераны труда и подростки. Путем крайнего напряж ...

Культурные процессы в индийских государствах.
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Боль ...