Исторические материалы » Кавказская война » А была ли такая идеология на Северо - Западном Кавказе?

А была ли такая идеология на Северо - Западном Кавказе?

По мнению М. Блиева мюридизм в более слабой форме, но был. Магомед-Эмин насаждал там шариат. Там в большей степени, нежели на Западном Кавказе, сохранялось влияние язычества, отчасти христианства. Да и сами боевые действия начались позднее, с созданием черкесского государства. А набеговая система существовала аж с XVI века, а к XVIII веку достигла расцвета. В 40-е годы XIX века все это как бы «оформилось» в Кавказскую войну. И появилась потребность в идеологии, в мюридизме.

А. Джендубаев считает, что война шла не под исламскими лозунгами. Все попытки Шамиля через своих единомышленников организовать газават не удалось. Война на Северо - Западе не привела к образованию каких-либо новых объединений вроде имамата на Северо-Востоке. И все же можно сказать, что именно в результате войны произошла исламизация Северо-Запада, хотя, безусловно, религиозное сознание здесь до сих пор включает множество языческих элементов.

По мнению В. Гаджиева нельзя показывать Кавказскую войну как религиозную революцию, наподобие (хотя и очень приблизительно) той, что случилась по соседству, в Иране. Но в Дагестане этого не было совершенно! Хотя внешне очень похоже, поскольку происходила замена адатов шариатом. Шамиль перестает быть шейхом и имамом, когда он берет власть - он сельский человек. И все же Шамиля нельзя превращать в лидера религиозной революции.

Раньше писали, что идеология мюридизма была «реакционной», «отсталой», поскольку изолировала горцев. Но и сейчас вопрос о мюридизме не решен, и даже знающие люди не возьмутся категорически сказать: да, это хорошо или да, это плохо. Трудно даже решить, насколько мюридизм был идеологией, да еще организующей. Были общемусульманские лозунги. Были суфисты - мистики, отшельники. Но суфизм и газават совершенно не соединяемые вещи! Суфизм - уход от мирского, отшельничество.

Попытка усиления исполнительной власти
В целях усиления исполнительной власти учреждается пост Президента СССР. Им становится М.С. Горбачев. Появляются президенты и в большинстве союзных и автономных республик. Возникает необходимость подписания нового Союзного договора между республиками, объявившими о своем суверенитете. Проведенная встреча весной 1991 г. в Ново-Огарево (п ...

Историческое значение Земской реформы
Логическим завершением земской реформы должен был стать общероссийский орган народного представительства. Но этого не произошло. Земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. Не было органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 году Санкт-Петербургское губернское земское собрание поста ...

Германия
В Германии начала XIX в. осуществляется попытка создать национальный стиль одежды, вытеснив им французскую моду. Различные варианты решения Проблемы национального своеобразия предлагаются модными журналами во Франкфурте и Веймаре, публикующими модели национальных костюмов. Общество оказывается настолько заинтересовано проблемой немецко ...