Шейх Мансур.
Имя Мансура день за днем обрастало легендами, да и сам он немало способствовал этому, разыгрывая на глазах изумленных зрителей падучие припадки, смерти и воскрешения из мертвых. Образ жизни и мыслей молодого человека казался горцам каким-то чудом. Они потянулись в Алды из самых отдаленных аулов. Бывшего пастуха стали называть «шейхом», и он не противился этому. Напротив, потребовал беспрекословного подчинения себе и добился этого. Остановиться он уже не мог и провозгласил себя имамом.
Учение Мансура, утрачивая постепенно чисто религиозный характер, вылилось в идеологию священной войны против неверных. В устах красноречивого имама Шамиля оно позднее оформится в систему.
Если не преувеличивал начальник Кавказского корпуса, горцы, объединенные Мансуром, могли выставить до 25 тысяч человек. Для такого же количества русских, рассредоточенных по всей Линии, эта сила представляла серьезную опасность. Ликвидировать ее Григорий Александрович Потемкин поручил энергичному и честолюбивому полковнику Юрию Николаевичу Пьерри.
Самоуверенный Пьерри слишком увлекся желанием отличиться и недооценил противника. Не дождавшись отряда бригадира Апраксина, посланного для поддержки, он один выступил против чеченцев.
Победа Мансура была полной. Он поразил русских и завоевал сердца чеченцев. И не только их. Поднялись кабардинцы. Его эмиссары отправились к осетинам и ингушам, стараясь склонить их на свою сторону, правда, успеха в том не имели. Собрав до десяти тысяч человек, он подошел к Кизляру. В ночь на 21 августа 1785 года юный полководец повел своих храбрых джигитов на штурм, но был встречен огнем из всех орудий ретраншемента. Пять раз горцы бросались на приступ и пять раз отступали. Понеся большие потери, они ушли и на следующий день оставили своего имама.
13 августа 1787 года Турция объявила войну России и через неделю отправила на Кубань из Суджука отряд из нескольких полков. После их прибытия Мансур намерен был перейти на правый берег реки и обрушиться всеми силами на русских.
4 октября в командование Кавказским корпусом вступил отважный генерал-аншеф П.А. Текелли-Порович. Он и возглавил преследование повстанцев.
В конце октября Мансур потерпел последнее поражение, от которого не сумел уже оправиться. С уцелевшими сторонниками он перешел через «вершины снежных гор», оставив в снегу обессиливших людей, преимущественно стариков и детей. Весной на пути его бегства было найдено множество трупов. Самозванный имам нашел приют в турецкой крепости Суджук-Кале, где и был пленен летом 1791 года.
Так кто же он, сын бедного чеченского крестьянина из аула Алды, обративший на себя внимание ученых-историков, в том числе и «заграничных»? Авантюрист? Самозванец? Герой? Такие вопросы могут вызвать раздражение у исследователей, которые обвиняют своих дореволюционных предшественников, называвших Мансура «обманщиком» и «лжепророком», в необъективности. Но ведь он же обманывал людей, обещая такое, что и Пугачеву не приснилось бы. И действительно не имел «качеств, необходимых для того, чтобы прослыть подлинным» избранником Магомета. В этом даже правительство Порты не сомневалось.
Так что с какой стороны ни смотри, а был бывший пастух авантюристом. И самозванцем, присвоившим себе титул имама.
Бесспорно, он был и героем, поднявшим на освободительную борьбу против России мусульманские народы и по праву вошедшим в историю. У горцев Северного Кавказа куда больше оснований гордиться своим Ушурмой-Учерманом-Мансуром, чем у русских -«самодержавным амператором» Емельяном Пугачевым.
Пророчество у горцев Северного Кавказа, как и самозванство у крестьян в России, - идеология борьбы: у первых - антиколониальной с классовой окраской, у вторых - антикрепостнической с оттенком национально-освободительной. Христианин Пугачев и магометанин Учерман - вожди одного уровня и времени, не затронутые идеалами гуманизма.
Особенности полисной идеологии
Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Аппенинского полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище о ...
Последствия Хельсинкского процесса и новый виток
напряженности
С конца 70-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений, хотя накопленных ядерных вооружений было и так достаточно, чтобы уничтожить все живое на Земле. Обе стороны не воспользовались достигнутой разрядкой, пошли по пути нагнетания страха. При этом капиталистические страны придерживались концепции «ядерного сдерживания» СССР. ...
Приход Жака Ширака в активную политическую деятельность
После смерти Помпиду вспыхнул острый внутренний конфликт, который давно назрел и олицетворял борьбу либералов и консерваторов в голлистском движении. Тюйе, Гаро и Ширак очень хотели, чтобы официальным кандидатом голлистов в президенты и всех правых стал Месслер. Но тот решительно отказался баллотироваться. Тогда свою кандидатуру выдвину ...
