Екатерина II
Страница 4

Екатерина достигла огромных успехов: после ряда войн она приобрела Крым и северные берега Черного моря, возвратила России русские области Речи Посполитой и присоединила Курляндию. В культурном отношении эпоха императрицы Екатерины не менее замечательна. Правительство ее было просвещенным, либеральным и гуманным. Широкое образование и философские идеи оказали не только влияние на законодательство и политику, но и на литературное движение ее времени. Екатерина в своем правлении затронула многое до чего не доходили руки императоров которые были до нее. По общему признанию, в царствовании Екатерины, вопреки либеральному настроению императрицы, крепостное право достигло наибольшего расцвета; оно превратилось а полное право собственности на людей и представляло собой общественное зло.

Из рода мероприятий Екатерины особенно характерны ее меры воспитания и образования, разработанные совместно с генералом И.И. Бецким. В эпоху Петра великого правительство заботилось прежде всего о практической стороне учения, требовало определенной выучки. Екатерина считала лучшим средством воспитания, прежде всего воспитать заботами правительства, "новую породу или новых отцов и матерей". Эта новая порода людей, должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором педагогов. Для исполнения этого проекта, по идеи Екатерины, принимались разные меры: подготавливались преподаватели, составлялись учебники и т.д. Но это идеи не суждено было сбыться, причиной была сложность, дороговщина самого дела.

В ходе внешней политики императрицы Екатерины различают два периода равной продолжительности. В каждом из этих периодов императрица руководилась определенным планом действий. Сначала ее увлекла сочиненная ее дипломатами политическая система , носившая тогда название "северного аккорда" или "северной системы". Она состояла в том, чтобы из северных государств Европы составить постоянный союз и противопоставить его союзу Австралии и Франции, которые своим соединением могли чувствительно нарушать политическое равновесие Европы. Но Екатерина совершенно разочаровалась в своей "северной системе", т.к. убедилась, что нельзя примирить и объединить совершенно различные и взаимно враждебные интересы европейских держав. С прежними союзниками у Екатерины произошло охлаждение, и по общему ходу дел императрица главное свое влияние перенесла с севера на юг, на отношения с турками и татарами.

Для того чтобы успешнее действовать против них, она заключила союз с Австралией против Турции и в основание этого союза положила свой знаменитый "греческий проект". Он состоял в том, чтобы, изгнав турок из Европы на месте Турецкого государства создать в Царьграде Греческую империю с православным государем. Эта широкая политическая идея привела к тому, что Екатерина решилась присоединить к России Крымское ханство, а Турция из-за Крыма начала вторую войну с Россией. Но в то время охлаждение привело Россию к войне со Швецией и к осложнениям в Польше. Но поставленная ею руководящая цель не была достигнута, и "греческий проект" не был осуществлен. Таким образом, во внешней политике императрицы Екатерины намерения не совсем отвечали результатам. Несмотря на это внешняя политика Екатерины создала России небывалую мощь и служила прямым продолжением тех политических успехов, начало которым положил Петр Великий. В то время, когда внимание императрицы Екатерины было обращено на усмирение польских конфедератов, Турция объявила войну России. Предлогом для этого послужили пограничные грабежи гайдамаков, но истинная причина была в том, что турки были под враждебным России влиянием Франции и по ее внушению нашли данную минуту удобной для сведения своих счетов с Россией. Императрица проявила большое мужество и стала деятельно собирать силы для борьбы. В первый же год войны удалось нанести туркам поражение (у крепости Хотина). Второй год войны был удачен. Граф Румянцев дважды разбил несколько раз сильнейшего неприятеля близ реки Прута, на реках Лари и Калуле. В особенности важна и блестящая была Кагульская победа, открывшая дорогу на Дунай и даже за Дунай. Перейдя Дунай, разными дорогами направился к крепости Шумле, а передовые его отряды добрались даже до Балканских гор. За необыкновенный подвиг первой русской переправы через Дунай и за перенесение войны вглубь Турции Екатерина наградила Румянцева чином фельдмаршала и титулом "Задунайский". Не менее удачно действовала и вторая русская армия: она овладела всем Крымом и утвердилась там. В 1774 году в русском лагере на правом берегу Дуная, в деревне Кучук-Кайнарджи, был заключен мир между Россией и Турцией. Условия его были таковы: 1. все татары, жившие на северных берегах Черного моря и по берегам Азовского моря, признавались независимыми от турецкого султана; 2. Россия получила Азов, Керчь; 3. Русские подданные и купцы получили право на особое покровительство турецких властей; 4. Турция обязалась платить (41.2 млн.руб) это был очень выгодный для России мир.

Страницы: 1 2 3 4 5

Причины и характер Февральской революции
После революции 1905-1907 гг. важнейшими в обществе продолжали считаться задачи демократизации страны - свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение аграрного, рабочего, национального вопросов. Это были задачи буржуазно-демократического преобразования страны, поэтому Февральская революция, как и революция 1905-1907 г ...

Кре­сть­ян­ская вой­на.
В на­ча­ле вой­ны борь­ба кре­сть­ян при­об­ре­ла ха­рак­тер мас­со­во­го ос­тав­ле­ния сел и де­ре­вень и ухо­да на­се­ле­ния в ле­са и рай­оны, от­да­лен­ные от во­ен­ных дей­ст­вий. И хо­тя это бы­ла еще пас­сив­ная фор­ма борь­бы, она соз­да­ва­ла серь­ез­ные труд­но­сти для на­по­ле­о­нов­ской ар­мии. Фран­цуз­ские вой­ска, имея о ...

Научная деятельность
Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи. Различного рода материалы убеждают в том как, разнообразны были научные интересы бол ...